Старинное овцеводство в Азербайджане
4. Иситмә – малярия. По представлению отдельных пастухов, овцы заражаются от молодых плодов кустарника «держи-дерева», который местным населением называется «гара тикэн». Чтобы уберечь от этой болезни овец пастухи считают необходимым отгон стада на яйлаги до плодоношения названного кустарника.
5. Санҹы – колики. Болезнь не смертельная. Чтобы излечить от нее, пастухи всыпают в рот больной овцы песок и заставляют мочиться.
6. Агсаг – ящур. На яйлаге, от действия сырости и влаги, между копытами овец образуется рана, отчего овца хромает и отстает от стада. Рана вылечивается медным купоросом, квасцами, известью и колесной мазью. Если от раны пухнет нога, то для предупреждения дальнейшей опухоли место вокруг опухали обжигают раскаленным шомполом. В процессе лечения пастухи следят за чистотой раны.
7. Бэнд – ревматизм. Болезнь характерна для ягнят, у них при этом опухают колени, что может привести к смертельному исходу.
Пастухи боролись с этой болезнью при помощи нелепого суеверного средства: убивали собаку, извлекали из мошонки ее яйца и зарывали их перед входом в «күз» (зимняя стоянка ягнят). Больные ягнята, проходя утром и вечером по зарытым яйцам собак, якобы, должны были излечиться.[5]
8. Ҝүл – оспа. Признаком этой болезни является сыпь, которая показывается на морде овцы. При появлении болезни стаде, пастухи не лечили заболевших овец в отдельности, а обрызгивали все стадо водою бусины, называемой градовой «долу мунҹуғу».
По рассказам пастухов, такие бусины можно найти после града, ибо они «падают с неба» вместе градом. Бусина эта представляет собою прозрачно-мутного цвета камешек кругловатой формы, величиною в 1-2 см в диаметре. «Лечебную» воду изготовляли при посредстве бусины следующим образом: опускали бусину с чистой водой емкостью в 3-4 л, в котором бусина оставалась около суток.
9. Өфҝә – легочная болезнь. Характерна для ягнят. Заболевание возникает на почве нечистот в «кюз»е, поэтому, обычно, ягнята заболевают ею ранней весной. Излечивают болезнь простым способом: приблизительно к 15 апреля ягнят выгоняют для ночлега из «кюз»а на открытое место. Предупредительной мерой против данной болезни является содержание «кюз»а в чистоте.
Кроме вышеописанных болезней пастухи должны беречь овец еще от «әвәдә» и «тасаланма». В первом случае потучневшая на яйлаге овца, нежась в солнечный осенний день на поле, валится на землю, падает на спину, и не может подняться. При этом заболевании пастух должен поднять ее, иначе она погибнет.
Во втором случае, осенью же, спустившись с яйлага, потучневшие овцы не могут выдержать осенней жары на низменности и ищут прохлады. В это время пастухи должны зорко следить за стадом, особенно в обеденное время, когда стадо собирается в тень под деревьями, в противном случае все стадо разбежится. Когда часть стада разбредется, пастухам необходимо искать овец в стороне, откуда дует прохладный ветер.
Самым опасным для овец является волк «одиночка» (ялгыздак). Он нападает на стадо большей частью при закате солнца и вечером всегда в определенное время. В момент появления волка пастухи поднимают тревогу, стреляют из ружья, а также заранее готовят засаду, неподалеку от которой привязывают козленка. Вечером, услышав блеяние козленка, волк направляется к нему и попадает в засаду и таким путем его истребляют.
Таким образом, в течение длительного времени местными овцеводами вырабатывался своеобразный способ проверки стада овец не только в целях установления недостачи поголовья, но и также для всестороннего знакомства с каждым животным. Овцеводы, стремясь спасти свой скот от различных болезней, прибегали к некоторым способам лечения, относящимся в основном к области знахарства. Но важно одно, что пастухи, овладевшие вышеупомянутым способом проверки поголовья овец в стаде, очень хорошо знали каждого животного и свойственные ему характерные черты.
Популярные материалы:
Языковая (лингвистическая)
классификация
Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках про ...
История народов Самарского Поволжья
самара этнический народ город
Изучение географических названий, выявление характера их происхождения невозможно без знания истории народов, проживавших в данной местности. Общеизвестно, что определяющее влияние на возникновение того или ...
Обрядовые песни
Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.
Дорогая наша Масленица,
Авдот ...