Религия

Материалы » Славяне » Религия

Страница 5

Известный со средневековых времен из православной обличительной литературы бог Род связывлся со славянами словом «родити». В русском переводежития xv в. Род соотносится с богом судьбы. Сопровождающие его «рожаницы» определяют судьбу новорожденного, что отразилось в их чешском наименовании (sudica», сербохорватское «sudjenica»), аналогично скандинавским нор нам и греческим мойрам.

Настоящим архаическим женским божеством считается Мать сыра земля. На Волыни и в белорусском Полесье крестьяне верили, что нельзя начинать обработку земли до 25 марта, поскольку до этого времени земля считалась беременной.

Подобным же образом поступали и русские, запрещавшие пахать и вскапывать землю в дни Благовещения и Успения Богородицы, потому что это были праздники, посвященные земле. Считалось, что плюнувший на землю человек должен попросить у нее прощения.

В течение столетий славянские крестьяне решали все вопросы, связанные с земельной собственностью, призывая землю в свидетели нерушимости данной клятвы. Клятва подтверждалась проглатыванием кусочка земли (обычай зафиксирован в1870 г. в Орловской области) или путем помещения его на голову. Брак подтверждали проглатыванием комка земли(обычай зафиксирован в Псковской области XIX в.).

В некоторых частях России проводились гадания, направленные на то, чтобы узнать, каким будет урожай. Для этого в земле выкапывали небольшую ямку, а затем слушали, опустив в нее голову. Если слышался звук, напоминавший скрежет саней, то считалось, что урожай будет хорошим, если звук был гулким, как от пустых саней, то ждали неурожая.

Праздником, посвященным земле, считался день Купалы. Название происходит от глагола «купать». Он отмечался в канун дня летнего солнцестояния и сопровождался зажиганием множества костров и массовым купанием в водоемах.

Перед праздником изготовляли соломенную фигуру Купалы в виде женщины. Во время праздника ее ставили на каком-нибудь высоком месте. Среди балтийских славян священным деревом считалась береза, ее срубали и готовили для обряда только женщины. Все ветки связывались у вершины, а само дерево украшали венками и цветами. Вокруг дерева водили хороводы и оставляли приношения.

После праздника дерево сжигали или выбрасывали в реку. Иногда его относили в поле.

Распространение христианства в славянских странах влияло на развитие культуры на протяжении многих столетий. В свою очередь на распространение христианской культуры, несомненно, повлияло изобретение письменности.

В 863 г. Константин (позже названный святым Кириллом) и его брат Мефодий, два византийских миссионера, воспитанные в Фессалониках, пришли в Моравию, где начали служить в церкви на славянском языке. Используя специально разработанную азбуку, они перевели Библию, литургические и другие богослужебные тексты на славянский Язык и приспособили к языку Великой Моравской империи.

Этот древний литературный язык, позже названный церковно-славянским, в течение IX-XII вв.проник почти во все славянские земли. Вначале использовалась глаголица, изобретенная Кириллом, который упростил и модифицировал знаки греческого и сирийского алфавита.

Позже, примерно в начале Х в., в Болгарии была изобретена кириллица, более тесно связанная с греческим алфавитом. Она до настоящего времени используется православными церквами во всех славянских странах. До появления Кирилла и Мефодия в Моравии у славян Центральной Европы не было письменности.

В ходе миссионерской деятельности старославянский язык превратился в общеславянский литературный язык. Таким образом, славянская культура обогатилась, и началась новая эра славянской истории.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Популярные материалы:

Свадебный день
В доме невесты заранее начинали приготовления к приему гостей. Старались делать это как можно лучше, насколько позволяли возможности семьи. Ещё накануне свадебного дня готовили помещение. Полы отмывали добела вениками-голиками с мелким гр ...

Деятельность Андрея Денисовича Виниуса
Виниус или Вениус Андрей Денисович - голландский купец, поселившийся в России при Михаиле Федоровиче. Первоначально занимался хлебной торговлей, потом получил разрешение построить близ Тулы чугуноплавильный и железоделательный завод. При ...

Герб города Баймак
Дата принятия: 18.07.2006 Автор/авторы герба: Салават Гилязетдинов Номер в Геральдическом регистре РФ: 3197 Описание: В золотом поле на червленой, обремененной тремя золотыми, украшенными зеленым орнаментом, чашами (пиалами) оконечн ...