Хозяйственно-культурная характеристика Турции

Материалы » Этническая характеристика Турции » Хозяйственно-культурная характеристика Турции

Страница 4

Среди крупных поэтов выделяются Октай Рифат, Ильхан Берк и Фазыл Хюсню Дагларджа, а из тех, кому была свойственна политическая направленность, самым видным был Назым Хикмет. Среди турок много непрофессиональных, самодеятельных стихотворцев.

В Анкаре и Стамбуле работают популярные оперные труппы. В Анкаре и Стамбуле имеются консерватории, при которых действуют балетные школы. Некоторые турецкие композиторы, в частности Аднан Сайгун получили признание как в Турции, так и за ее пределами, в Европе и Америке.

Стамбульская консерватория предприняла шаги по сохранению народной музыки, стремясь записать ее лучшие образцы из всех областей страны. На ежегодных фольклорных фестивалях, проводимых в Стамбуле, представлено все многообразие турецкой музыки и танца.

Истоки турецкой музыки

Особенностью турецкой музыки было практически полное отсутствие нот. В османский период армянин Хампарсум Лимонян (1768-1839) создал нотное письмо, однако в то время больше ценилось запоминание. К несчастью, интерпретации варьировались, и некоторые первоначальные композиции были забыты, а многие пьесы утеряны навсегда.

Ашики (народные поэты-музыканты) впервые появились в Анатолии в XV в. Как и средневековые французские трубадуры, ашики путешествовали из деревни в деревню, играя на багламе (щипковый инструмент вроде мандолины) или сазе (щипковый инструмент, число струн которого варьируется от 6 до 12), и пели сатирические песни на политические и социальные темы. Ашиков до сих пор можно услышать в таких местах, как Эрзурум и Каре, а также на фестивалях, которые проходят время от времени в Конье. Разумеется, инструменты сильно отличались от традиционных европейских. Любимый арабами инструмент канун появился в Турции в VIII в. и завоевал любовь главным образом среди знатных женщин. Он представляет собой плоскую трапециевидную цитру с 72 струнами.

Кеман — не что иное, как импортированная в Турцию европейская скрипка, правда настроенная ре-ля-ре-соль. Преимущественно турецкий инструмент тамбур представляет собой лютню с длинной шейкой с 8 двойными струнами, настроенными ре-ре-до-ля и покрывающими две октавы. Когда на тамбуре играют смычком, звук получается похожим на звук древнего турецкого инструмента ребап.

Арабский уд (лютня) является предшественником всех западных лютен и гитар. У него грушевидный корпус, отсутствуют лады, а шейка повернута на характерный угол в 60 градусов. У этого инструмента обычно 11 или 12 струн, настроенных попарно до-соль-ре-ля-ми-ре. Кеменче — маленькая скрипка с грушевидным корпусом (в Закавказье, Иране и Афганистане называется кеманча). Когда на ее трех струнах, настроенных ре-соль-ре, играют ногтями пальцев, она издает тонкий и пронзительный звук.

Ней представляет собой длинную деревянную флейту, обычную среди персов, арабов и турок. У нее 10 отверстий, и в Турции у этой флейты бывает 14 тональностей. В зависимости от положения головы и силы выдоха можно играть в интервале трех октав. Она была (и остается) основным инструментом турецких мистических орденов, таких, как крутящиеся дервиши, которые говорят, что звук флейты ней похож на глас Божий. После образования Турецкой республики в 1924 г. появились школы для учителей музыки, а в 1936 г. — государственная консерватория. Затем в 1946 г. такими изгнанниками из гитлеровском Германии, как Хиндемит, были основаны государственная опера и театр.

Значительное количество композиторов внесло свой вклад в западную классическую музыку, но с турецкими народными темами и ритмом. Среди них были Ульви Джемаль Эркин (1906-72), композитор, написавший 5 симфоний, одну симфониетту, ряд произведений для фортепиано и скрипки, концертную симфонию и «Кечекче» (кечекче — веселая танцевальная мелодия) - подлинно турецкую рапсодию. Аднан Сайгун (род. 1907) знаменит благодаря своим переложениям турецкой народной музыки для хора. Наиболее известной его композицией является оратория «Юнус Эмре».

Современная популярная музыка отражает плюрализм современного турецкого общества. После того как социальная обстановка изменилась из-за внутренних миграций и популяционного взрыва, изменилась и поп-культура. В результате этого современные певцы, музыканты и композиторы представляют разные школы. Представителями старой школы, пришедшими из классической турецкой музыки, являются вечно популярный Зеки Мюрен и Эмель Сайын. Другой представитель этой школы — Бюлент Эрсой, отважившийся на операцию по изменению пола, за что и был в 1980-86 гг. отстранен от публичных выступлений, поскольку государство настаивало, что он является мужчиной по рождению. Госпожа Эрсой и врачи утверждали обратное.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Героический эпос бурят
С древних времен буряты обладали богатым наследием устной поэзии, которая выражая чаяния и ожидания людей, сопутствовала жизни народа на протяжении всей его истории. Оригинальны и неповторимы по своему содержанию и форме мифы, легенды и п ...

Начало восстановления народного хозяйства в 1943-1945 годах
После освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков необходимо было решить важнейшую проблему восстановления гор рода. За период оккупации Гомеля (19 августа 1941 г. - 26 ноября 1943 г.) немецко-фашистские захватчики уничтожили св ...

Особенности культуры башкир
Этнические и этнографические группы. До 20 в. у башкир сохранялось племенное деление, всего насчитывалось около 40 племен и племенных групп: бурзян, усерган, катай, минг и др. Язык. Башкирский: В башкирском языке выделяют южный - юрматын ...