Свадебные торжества и сопутствующие им ритуалы в современных условиях

Материалы » Свадебный этикет и ритуал балкарцев » Свадебные торжества и сопутствующие им ритуалы в современных условиях

Страница 2

Для совершения церемонии сговора стороной жениха направляются три-пять человек, среди которых обычно бывают дядя жениха, который должен представить фамильный клан, зять жениха, младший брат жениха, остальные — по выбору семьи. Один из присутствующих обязательно должен представлять родственников матери жениха. Обычно делегация везет с собой сговорные деньги. В доме невесты гостей встречают почтительно. Вместе с ними за стол садятся не члены семьи невесты, а приглашенные для этого родственники. Разговор о сумме денег не занимает много времени. Ведутся беседы на другие темы. Уходя, делегация оставляет определенную сумму денег, их передают семье, завернув в шелковый платок.

Материальные расходы на свадьбах всегда значительны, но все зависит от состоятельности семьи. Нигде и никогда не обходится без жертвенного животного (къурманлыкъ) — чаще бычка или телки. В каждом квартале имеются женщины-мастерицы выпечки мучных изделий. Под их руководством пекут из дрожжевого теста лакумы, из сдобного и тонко раскатанного теста — трубочки (чихиртла). Эти мучные изделия, наряду с традиционными балкарскими хичинами, можно отнести к разряду национальных блюд, распространенных на свадьбах. Сегодня национальная кухня пополнилась мантами, заимствованными у среднеазиатских народов, среди которых находились балкарцы в годы ссылки. Часто готовят плов по рецептам, усвоенным в Средней Азии. В Баксанском и Чегемском ущельях распространены пирожки с мясом.

Гости постоянно приходят и прибывают в дом невесты, причем никто не является без подарков. С более ценными подарками приходят близкие родственники. Это бывают украшения из золота, серебра, дорогие ткани на платья, фабричные изделия, начиная от головных уборов и кончая обувью. Из этих предметов часть уходит на приданое, часть — на подарки родным жениха.

Если раньше жених не участвовал в свадебном поезде, то в современной свадьбе жених прибывает вместе со своей свитой для увоза невесты. Именно с этим визитом связана особо тщательная подготовка стороны невесты. Попутно с другими приготовлениями в доме невесты определяются лица, которые будут сопровождать молодую в дом жениха. Роль наставницы (къыз женгер къатын) поручается одной из замужних женщин. Определяется и ее свита в составе двух-трех молодых мужчин из числа родственников со стороны отца и матери, чаще всего во главе со старшим зятем. На роль наставницы или покровительницы (къыз женгер къатын), как правило, избирается одна из молодых невесток семьи. Вместе со свитой она несет ответственность перед семьей невесты за соблюдение обычаев, начиная с момента выхода за порог отцовского дома и до финала брачной ночи. При фиктивном умыкании девушку сопровождает юноша из числа ее родственников, кому сама девушка вверяла свои секреты и планы. Он обязан быть при ней до примирения сторон.

В наши дни в назначенный для увоза невесты день в ее доме накрывают столы — раздельно для мужчин, женщин и молодежи. Бывает и специальный стол, за которым должен сидеть жених с двумя-тремя дружками. На столы для мужчин ставят мясные, мучные и овощные блюда, коньяк, водку, шампанское, импортные вина и т. д.

Основные церемонии в доме невесты — это прием свиты жениха и отправка невесты в дом жениха. В доме же жениха, ожидая привода невесты, оборудовали одну из комнат для новобрачных. Такая комната называется «отоу». Она обставлялась как можно более нарядно.

Перед свадьбой молодежь оформляет свадебный флаг (той байракъ). С этим знаменем отправлялась за невестой свита жениха (киеу жёнгер). Экипировка и поведение поезжан должны подчеркивать торжественность события. В качестве семейного флага используется дорогой ковер. Свадебные флаги по прибытии в дом невесты сдавались доверенному лицу, который возвращал их перед увозом невесты. В доме невесты иногда допускался обмен семейными флагами. Свита, отправляющаяся за невестой, везла къоз бёрк в ее дом. Къоз бёрк, как и юй байракъ, оказывался в центре внимания. Чем богаче и краше убирались эти ритуальные символы, тем больше похвал заслуживали их оформительницы, а вместе с тем вся родня жениха. Къоз бёрк — знак особой чести, оказываемый невесте.

В доме жениха за день-два до привоза невесты, как и в доме последней, происходит распределение ролей: назначается распорядитель свадьбы (той баш) главный над продовольственной частью (той ашны таматасы), обслуживающий персонал (шапала). Параллельно с подготовкой к пиршеству комплектуется состав свиты жениха (киеу жёнгер).

Перед отправлением за невестой один или двое из друзей жениха собирают со всех присутствующих мужчин деньги, называемые киеу дженгер ахча. По заведенному обычаю, взносы родственников и близких друзей бывают более солидные. Некоторые из участников церемонии как бы соревновались в том, кто больше выложит денег. Часть собранных денег или же всю сумму несут затем родителям невесты.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Изучение этнической истории региона на страницах научного журнала "Крым" (1925-1929)
Одной из актуальных тем в контексте восстановления объективной истории изучения Крыма, является реконструкция вклада научных сообществ, проводивших свою работу в период 20-х – начала 30-х гг. ХХ в. В первые годы после установления Советс ...

Владимирская площадь
Владимирская площадь находилась на перекрёстке Воскресенской улицы (ныне проспект Мира) и Дубенского переулка (улица Парижской коммуны). Площадь названа по названию Владимирского детского приюта для девочек. Владимирский детский приют бы ...

Коляда
В святочный период проходила Коляда, старинный языческий обряд, сопровождавшийся обходом домов с песнями и поздравлениями. У древних славян это был праздник народившегося солнца, день рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры ...