Свадебные торжества и сопутствующие им ритуалы в современных условиях

Материалы » Свадебный этикет и ритуал балкарцев » Свадебные торжества и сопутствующие им ритуалы в современных условиях

Страница 3

Во главе свадебного кортежа легковых машин следует та, в которую должны посадить невесту. В наши дни особым шиком считается составить кортеж автомобилей из иностранных моделей. Машина, где должна ехать невеста, украшается особенно богато. На ее капоте укрепляют ковер фабричного производства или дорогое шелковое покрывало. В городе сейчас она красиво оформляется цветами. К остальным машинам свадебного поезда прикрепляют также различные предметы: плюшевый ковер, парчовые отрезы, покрывала, шелковые платки. Сейчас вместо этого нередко используют цветы и ленты. Во время короткого застолья и танцев сторона невесты старается всячески потешаться над поезжанами: юноши и девушки норовят незаметно что-либо подвесить к их одежде, заманить кого-либо в укромное помещение и объявить о потерявшемся члене свиты, а потом потребовать «выкуп» за его освобождение и т. п.

Несколько девушек-родственниц и подружек невесты с целью знакомства с женихом заходят парами в комнату, где он сидит. При себе обычно жених имеет подарки, которые получают девушки за честь, оказанную ими зятю своим посещением. Значимым моментом традиционной свадьбы был специальный ритуал — знакомство зятя со старшими родственниками невесты. Он выполняется до сих пор, сопровождаемый элементами некоторой импровизации. В теплое время года во дворе, а в непогоду — в доме собираются пожилые мужчины и женщины, которые сидят на скамьях. Группа молодых людей из свиты жениха приводит его, сопровождая свой ход песней «Орайда». Жених оказывается как бы в кругу. И в этот момент начинается «охота» за шапкой жениха. Тот, кому удается снять шапку с жениха, может потребовать за нее выкуп. Этот момент вызывает общее оживление молодежи. Для группы жениха устраивают всевозможные испытания, чтобы проверить их умение выйти из любой ситуации, демонстрируя юмор и находчивость. Весьма сложным оказывается поднять «кубок зятя» (киеу аякъ). На низком столике стоит чаша (гоппан), наполненная водкой (раньше — обязательно бузой) или чаще — коктейлем из разных алкогольных напитков. Главный в группе обязан поднять эту чашу или поручить кому-то более ловкому сделать это, не расплескав содержимого. Исполнитель обряда отпивает первый глоток и передает стоящему справа. Таким образом чаша идет по кругу. Жениха подводят к старикам, и он со смущенным видом поочередно здоровается с сидящими, а затем возвращается к своему месту в окружении сопровождавших его молодых людей. В доме невесты пиршество особо не затягивается.

Дверь в комнату, где наряжают невесту, закрывают до момента ее вывода. Чтобы забрать ее из этой комнаты, необходимо дать выкуп, называемый «за снятие девушки с подушки» (къыз жастыкъдан тюшген). Под песню «Орайда» и звуки гармоники невесту выводят во двор и тут же сажают ее в автомобиль. С нею рядом по правую руку садится наставница, а по левую — сестра или сноха жениха. Кроме того, с невестой находится кто-либо из ее родственников-мужчин (къыз нёгер жаш). В наши дни жених вместе со своими дружками едет в отдельной машине. За ними следуют и все остальные. С развернутыми свадебными флагами красочный кортеж теперь направляется в обратный путь — к дому жениха.

Возвращение свадебного поезда с невестой всегда вызывает всеобщее оживление собравшихся. Сегодня свадебная процессия, прежде чем завернуть в дом жениха, очень часто направляется к месту торжественной регистрации. Это стало входить в традицию городских свадеб. Торжественный момент сопровождается всеми соответствующими атрибутами: музыкой, шампанским, обменом кольцами, фотографиями на память. Вошло в моду и снятие свадеб на видеопленку. После всех церемоний и торжественной регистрации кортеж въезжает в населенный пункт, где живет жених. О прибытии его и пути следования можно догадаться по продолжительным сигналам автомобилей и декоративному убранству машин. Так, «киеу женгер» возвращается с невестой в дом жениха, где идут торжества.

Свадебные обряды балкарцев имеют сходство с обрядами соседних народов, но обнаруживается полная идентичность только с карачаевцами.

В большинстве случаев и сейчас жених в первый день торжеств скрывается с друзьями в «другом доме» (болуш юй), находясь там до наступления темноты. На некоторых свадьбах жених остается у себя дома, но старается не попадаться на глаза близким, особенно старшего поколения, чаще находясь в отдельной комнате. На городских свадьбах иногда жениха можно увидеть в кругу гостей-сверстников в одной комнате с невестой, но никогда он не сидит рядом с ней. На сельских свадьбах жених и невеста в общем застолье и веселье участвуют исключительно редко.

Невеста в первые дни пребывания в доме жениха находится в комнате для новобрачных; по давней традиции она должна стоять в углу, отгороженном ширмой, не снимая с головы платка или шарфа. К невесте бывает приставлена женщина — золовка или другая близкая родственница жениха в качестве «дигизы». В старинной свадьбе роль дигизы выполняла женщина-наставница, прибывшая с ней. Она оставалась в доме жениха иногда до года (особенно если невеста была знатного происхождения), пока подопечная не освоится в новой семье. Перед возвращением домой дигиза устраивала почетное угощение. Возвращалась она к себе домой с почестями и дорогими подарками.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Атмосферное давление
На высоте 280 м среднее годовое атмосферное давление равно 738 мм рт.ст. В зимний период давление достигает наибольших значений в декабре-феврале, когда хорошо развит Сибирский антициклон. Наименьшее среднее месячное давление отмечается л ...

Основание Ачинского острога
причулымье острог переселенец военный В обстоятельствах поставления Ачинского острога 1641 г. настолько много неясного и противоречивого, что историк подчас должен уподобиться следователю, который пытается найти верные и точные свидетель ...

Процесс возрождения казачества: основные этапы
Развитие казачьего движения за последние двадцать лет можно разделить на два периода. Сначала, в первой половине 1990-х гг. было массовое движение снизу. Тогда широкие массы видели в казачьем движении значимую духовную и социальную основ ...