Свадебные торжества и сопутствующие им ритуалы в современных условиях

Материалы » Свадебный этикет и ритуал балкарцев » Свадебные торжества и сопутствующие им ритуалы в современных условиях

Страница 1

В настоящее время балкарская семья претерпела значительные изменения, которые были вызваны общими социально-экономическими переменами, происходящими в стране.

Изучение разных аспектов формирования семьи в современных условиях, формы заключения брака и форм самого брака позволяет констатировать снижение уровня брачности у народов Северного Кавказа. Это положение в значительной степени обуславливается последствиями бурно происходящих процессов урбанизации и демократизации в обществе.

В целом городская семья балкарцев значительно глубже, чем сельская, затронута процессами демократизации семейных отношений.

Свобода брачного выбора в среде горожан в настоящее время увеличилась еще больше, чем в сельской местности, хотя и здесь некоторая часть молодых людей продолжает учитывать мнение родителей, а есть и такие, которые еще уступают прежнему авторитарному порядку. Среди балкарцев юноши ориентируются только на собственный выбор несколько чаще девушек, уступают же воле родителей девушки вдвое чаще, чем юноши.

Подверглось переоценке и традиционное отношение к целому ряду запретов и ограничений, при подборе будущих супружеских пар. К таким запретам относятся родственная, сословная и конфессиональная экзогамия, причем сегодня отмечается значительное ослабление этих запретов, из которых в полном объеме соблюдается, пожалуй, лишь родственная экзогамия. Скорее всего, этот вид запретов свое лидирующее положение сохраняет под влиянием негативной информации о последствиях родственных браков. В то же время рост городов, миграционные процессы, расширение межнациональных контактов привели и к более одобрительному и взвешенному отношению к смешанным бракам. Произошли определенные изменения и в мотивации брачного выбора. Большое значение стали придавать профессии, возможности самостоятельно заработать на жизнь. По мере того, как брачный выбор семей жениха и невесты вытесняется выбором самих брачующихся, все большее значение стали приобретать и их внешние данные.

В новое время, с его социальной активизацией молодежи, общение юношей и девушек, сначала в учебной и производственной, а затем и бытовой сфере, стало несравненно раскованней. Допускаются более свободные знаки внимания. Примечательная черта начального этапа свадебного цикла, получившая особенное распространение именно в городе,— почти неизвестное в прошлом балкарцам досвадебное ухаживание. Подавляющее большинство женихов и невест теперь свободно появляются вдвоем в общественных местах. Это наблюдается тем чаще, чем они моложе: нынешнее поколение женихов и невест встречается в несколько раз чаще, чем поколение 1920-х годов.

При выборе невесты в большинстве случаев традиционно особое внимание обращается на ее характер и деловые качества. Обозначился новый подход к оценке достоинств девушки: престижно иметь невесту с образованием, профессией. Желательно, чтобы невеста была по профессии врачом; сейчас наблюдается рост престижа экономических и юридических профессий, хотя врач все еще остается предпочтительной профессией для будущей невестки.

Как и у других народов Кавказа, у балкарцев практиковался брак по сговору и брак умыканием, или похищением. Первый из них считался более традиционным и предпочтительным. Ко второму прибегали в особых случаях, препятствующих браку или оттягивающих сроки вступления в брак. Сейчас фиктивное похищение девушки с ее согласия и с ведома семьи превратилось в обычное явление.

Изменениям подверглись такие элементы свадебной обрядности, как выкуп и приданое. По мере либерализации общественной жизни традиция брачного выкупа стала отходить из традиционной свадебной обрядности, у народов Северного Кавказа. Несколько по-иному обстоит дело с приданым, которое в отличие от выкупа никогда не объявлялось вне закона. Поэтому возражения против брачных выкупов и платежей касались, прежде всего, не сколько самого факта их бытования, сколько непосильных для многих размеров. Однако иной характер имеют отношение к приданому и его реальное бытование. Последнее наблюдается почти во всех балкарских семьях.

Промежуточное брачное поселение невесты — явление в среде горожан совсем редкое: как правило, невесту везут прямо в дом жениха. Гражданская регистрация бракосочетания до семейного торжества свадьбы стала практически общепринятой. Относительно широко сохраняется параллельное религиозное оформление брака. В новое время калым, потеряв былую суть, сохраняется в форме «сговорных денег» (сез тауусханлыкъ ахча ).

В традиционной и современной свадьбе ее центральному звену — празднеству в доме невесты и жениха — предшествует сватовство (келечилик, сёз тохташдырыу). В настоящее время преобладает полутрадиционная и традиционная свадьба, но выраженность отдельных элементов свадебного цикла и отношение к этим элементам нередко иные. Так же обстоит дело с сопровождающими оформление брака платежами, взаимоодариванием и другими расходами. По универсальной древней традиции на всех этапах подготовки к свадебному торжеству (выбор брачного партнера, сватовство, организация материальной помощи, приглашение гостей и др.) активное участие и у балкарцев принимают близкие родственники. Заручившись предварительным согласием девушки на брак, сваты официально переступают порог дома невесты. В настоящее время официальное сватовство носит формальный характер, поскольку разрешение или запрет родителей девушки или парня обычно не играют решающей роли, если имеется обоюдное согласие молодых. Тем не менее, сватовство продолжает и поныне считаться обязательной церемонией, в основном как знак уважения к родителям невесты и дань традиции, хотя сложный ритуал традиционного сватовства сейчас несколько упрощен. Сватовство рассматривается как исключительно деликатное дело. При успешном его завершении сват или сваха получают определенное вознаграждение в виде подарка (нохтабау). При положительном исходе сватовство завершается сговором (сез тауусу, сез тохташтырыу), когда оговаривается и размер калыма. Официальный сговор может происходить в двух вариантах: до переезда невесты в дом жениха по традиционному обряду или после ее переезда. Второй вариант бывает при фиктивном похищении, т. е. браке без предварительного сватовства.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Весенне-летний цикл
Весенне-летний цикл праздников не менее богат обычаями, чем зимний период. Это объясняется тем, что первооснова всех календарных обрядов - труд земледельца, а весна и лето - самый важный период для сельских жителей. Именно в это время сов ...

Этническая история башкир на Урале
На Урале, судя по письменным источникам, древнебашкирские племена проживали более тысячи лет тому назад, о чём свидетельствуют сообщения путешественников. К IX-X векам восходят первые письменные сведения о башкирах. Около 840 г. земли баш ...

Истоки традиций, объединяющие дагестанские народы
Общеизвестно, что Дагестан страна многонациональная, многоязычная. Что объединяло его народы? О чем говорят общественные традиции, исторический опыт совместного проживания на дагестанской земле? Давайте начнем отвечать на эти вопросы с с ...