Празднично-обрядовая культура алтайского этноса: основные понятия

Материалы » Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса » Празднично-обрядовая культура алтайского этноса: основные понятия

Страница 1

Бурные этнические процессы конца XX столетия более чем убедительно свидетельствуют, что этнокультурные взаимоотношения и взаимосвязи являются весьма важными в деятельности современных государств и народов. Это находит свое выражение в объединении этнических общностей для борьбы за обладание природными ресурсами, политическую власть, территориальную и культурную целостность. Многочисленные этнические конфликты, регионы этнической напряженности, националистические, религиозные, культурные движения и объединения показывают, что этнокультурные проблемы в новейшей истории не утратили своей значимости и актуальности.

В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической общности, которое не испытало бы на себе воздействия со стороны других народов. Именно эта тенденция культурной глобализации особенно обостряет интерес к культурной самобытности. Культурное многообразие современных народов даже увеличивается, и каждый из них стремится сохранить и развить свою целостность и культурный облик.

Эта тенденция осознания и отстаивание собственной неповторимости и сохранения культурной традиции подтверждает в очередной раз общую закономерность, что человечество, становясь, все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнического многообразия. Мы продолжаем жить в крайне разнообразном культурном пространстве, и это разнообразие проявляется во всех сторонах нашей жизни.

Социальные и культурные изменения всегда составляли важнейшую часть человеческой эволюции, и было бы ошибкой рассматривать этносы как некие раз и навсегда сформировавшиеся общности. Эти общности и есть, прежде всего, результат развития и взаимодействия культур, а новые формы культурных различий, как и новые традиции, постоянно возникают из самых разных источников в процессе человеческой жизнедеятельности.

Вплоть до конца 18 века употребление понятия этнос было очень ограничено. И лишь в 19 веке этот термин стал употребляться в научной литературе в значении "народ". Во многом это заслуга известного немецкого этнолога А. Бастина, который рассматривал понятия "народный" и "этнический" как синонимы, а под понятием "этнический" подразумевал культурно-специфический облик народа.

Значительный вклад в разработку теории этноса в 20-е годы нашего столетия внес русский этнограф С.М. Широкогоров, который считал, что этнос - это форма развития и существования человечества. Согласно его определению, "этнос" есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традиций и отличающих его от таковых других групп.

Все этнические функции культуры служат важнейшей цели - психологической защите индивида, дают ему возможность определить свое место в мире и получить такой образ мира, в котором он мог бы безопасно и мирно существовать. В связи с этим этническая культура содержит в себе защитные механизмы этноса.

На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия и, конечно же, психологический склад этноса. Важным элементом этнической культуры является самоназвание этноса (этноним). Очень много этнонимов восходит к понятию "люди". [37; 13]

Культурные ценности - совокупность достижений в области культуры, характеризующихся их высокой ролью в жизни общества и отдельного человека. Понятие культурные ценности используется, когда речь идет о культуре как исторически сложившейся нормативной системе, возникшей в результате определенной ориентации и предрасположенности человека к пониманию окружающего мира. Поэтому культурными ценностями называются те явления, предметы, произведения и потребности, в которых запечатлелись наивысшие и наиболее совершенные проявления созидательной творческой деятельности человека. С этой точки зрения культурные ценности являются одним из доминирующих продуктов духовной культуры, воздействующим практически на все сферы жизни личности и общества. Культурные ценности предполагают не просто освоение культурного наследия, разного типа норм и правил, а осознанный личностный, индивидуальный выбор, позволяющий человеку и всему обществу вырабатывать систему позитивных ориентиров и образцов, которые способствуют поступательному развитию данной цивилизации. [35, с 115]

Наряду с культурными ценностями нам нужно разобрать понятие праздника. Определение праздника имеется почти во всех толковых словарях. Еще в русском энциклопедическом словаре библиографического общества "Гранат" дано определение праздника, но лишь в связи с религиозными мотивами. Ф.А. Брокгауз, А.И. Ефрон уже различали религиозные и светские праздники. В.И. Даль вывел понятие "праздник" из понятия "праздность", праздный - порожний, свободный. К примеру, М. Фасмер считает, что понятие "праздный" заимствовано из исконно русского понятия "порожний". Есть мнения, что понятие "праздник" в русском языке произошло от древнеславянского "праздь", означающего безделье, отдых. Но в современном языке смысловое значение понятия "праздник" отделилось от понятия "праздный", которое многие авторы толкуют как бесцельный, бессодержательный. Д.Н. Ушаков, С.И. Ожегов, авторы словаря современного русского языка, гораздо шире понимают функционирование праздников, однако и они связывают праздники с определенными днями, тем самым, сужая их функциональные стороны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Nерская казачья община и землепользование терских казаков
Сельская станичная община (курень) оказывала огромное влияние на экономическую, общественную и культурную жизнь терского казачества. Несмотря на общие черты и сходство с традиционной земледельческой русской общиной, курень терских казако ...

Песни терских казаков как этнографический источник в работах кавказоведа С.А. Чекменева
Песни терских казаков опубликованные в дореволюционный период Д.Борисовым, Ф.Гребенцом, А.Баскаковым и др. (СМОМПК, ЗТОЛКС) недостаточно востребованы как этнографический источник. А между тем в них содержится ценный материал о многих стор ...

Возраст
Возрастная структура народонаселения меняется в различные периоды истории страны. В 1870 г. молодые люди составляли большинство населения. К 1984 г. процент пожилых значительно повысился, а процент молодых понизился. Эта перемена произош ...