История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)
«Отношение природы и человека –
это отношение двух культур,
каждая, из которых, по-своему,
«социальна» и общежительна…»
Д.С. Лихачев.
«Был в саду…Сад
великолепен…»
А.П.Чехов
Взаимодействие человека с природой, с ландшафтом не всегда длится столетиями и тысячелетиями и не всегда носит «природно-бессознательный» характер. След в природе остается не только от сельского труда человека, и труд его не только формируется природой: иногда человек сознательно стремиться преобразовать окружающий его ландшафт, сооружая сады и парки.
«Сады и парки создают своего рода «идеальное» взаимодействие человека и природы, «идеальное» для каждого типа человеческой истории, для каждого творца садово-паркового произведения».1.
Садово-парковое искусство – наиболее захватывающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Такое утверждение кажется на первый взгляд странным. С ним как бы трудно согласиться. Но вдумайтесь беспристрастно и вспомните собственные впечатления от посещения наиболее дорогих нам всем исторических парков, пусть даже и запущенных.
Вы идете в парк, чтобы отдохнуть – без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Парк окружает вас со всех сторон. Вы и парк обращены друг к другу, парк открывает вам все новые виды: поляны, боскеты, аллеи, перспективы, - и вы, гуляя, только облегчаете парку его показ самого себя. Вас окружает тишина, и в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали или шуршание опавших осенних листьев под ногами, или слышится пение птиц, или легкий треск сучка вблизи, какие-то звуки настигают вас издали и создают особое ощущение пространства и простора. Все чувства ваши раскрыты для восприятия впечатлений, и смена этих ощущений создает особую симфонию - красок, объемов, звучаний и даже ощущений, которые приносят вам воздух, ветер, туман, роса…
«Сады и парки – это важный рубеж, на котором объединяются человек и природа. Сады и парки одинаково важны – и в городе и за пределами города».
Есть и еще одна сфера, которую человеку дарит по преимуществу парк или даже только парк. Это сфера исторического времени, сфера воспоминаний и поэтических ассоциаций.
«Исторические воспоминания и поэтические ассоциации – это и есть то, что больше всего очеловечивает природу в парках и садах, что составляет их суть и особенность. Парки ценны не только тем, что в них есть, но тем, что в них было. Временная перспектива, которая открывается в них, не менее важна, чем перспектива зрительная». 3.
Отношение к прошлому может быть двух родов: как к некоторому зрелищу, театру, представлению, декорации и как к документу. Первое отношение стремится воспроизвести прошлое, возродить его зрительный образ.
Второе стремится сохранить прошлое хотя бы в его частичных остатках. Для первого в садово-парковом искусстве важно воссоздать внешний, зрительный образ парка ил сада таким, каким видели в тот или иной момент его жизни. Для второго важно ощутить свидетельство времени, важна документальность. Первое говорит: таким он выглядел, второе свидетельствует.
В двух отношениях к прошлому есть и еще одно существенное различие. Первое будет требовать: только одна эпоха – эпоха создания парка, или его расцвета, или чем-либо знаменательная. Второе скажет: пусть живут все эпохи, так или иначе знаменательные, ценна вся жизнь парка целиком, ценны воспоминания о различных эпохах.
«Восприятие памятника искусства только тогда полноценно, когда он мысленно воссоздает, творит вместе с творцом, исполнено историческими ассоциациями».
Первое отношение к прошлому создают, в общем-то, учебные пособия, учебные макеты: смотрите и знайте! Второе отношение к прошлому требует правды, аналитических способностей: надо отделить возраст от объекта, надо вообразить, как тут было, надо в некоторой степени исследовать. Это второе отношение требует большей интеллектуальной дисциплины, больших знаний от самого зрителя: смотрите и воображайте. И это интеллектуальное отношение к памятникам прошлого рано или поздно возникает вновь и вновь. Нельзя убить подлинное прошлое и заменить его театрализованным, даже если театрализованные реконструкции уничтожили все документы, но место осталось: здесь, на этом месте, на этой почве, в этом географическом пункте, было – он был, оно, что-то памятное произошло.
Популярные материалы:
Функционализм
Логическим продолжением и дальнейшим развитием идей социологической школы в этнологии стал функционализм. Если родиной диффузионистского течения была Германия, а социологического - Франция, то зарождение функционализма произошло в Англии, ...
Особенности национальной одежды эрзянок села Напольного
В юго-западной части Чувашии есть село с красивым названием Напольное. По одну сторону села простираются поля, колосящиеся летом золотом пшеницы, зимой сверкающие серебром снежных покровов. По другую сторону - заливные луга с голубыми гла ...
Ювелирное искусство
Всемирное признание получили произведения татарских ювелиров – комешче. Веками складывались и совершенствовались традиции художественной обработки металла: от изделий древнебулгарских мастеров к более поздним украшениям периода Казанского ...