Традиционные хозяйственные занятия
Места проживания Вепсов вынуждали приспосабливаться их к любым неудобствам, осваивать новые виды деятельности наиболее пригодные для жизнеспособности населения. Поэтому у народов севера существовали комплексные типы хозяйств, которые всегда сопровождались теми или иными обычаями, направленные на сохранение и улучшение получаемого результата. Рассматривая виды деятельности этого народа, можно увидеть какие традиции существовали у них.
Основными направлениями хозяйственной деятельности Вепсов были земледелие и животноводство.
В первом и втором веках применялось пахотное земледелие, которое требовало физических усилий и большое количество работников. Начиная с пятнадцатого века н. э. использовали паровой тип земледелия, то есть одно или два поля находились в рыхлом и чистом состоянии для увеличения плодородия, а большая часть пашни засеивалась зерновыми культурами. Это тип осуществлялся при помощи сохи. В дальнейшем развитии промысла вепсы перешли к подсечному типу – вырубали и выжигали леса, а затем, создавали условия, которые защищали почву от размытия.
В 19 веке Вепсы стали использовать подсечно – огневой тип земледелия, в котором использовали все основные орудия труда: серпы, мотыги, железные топоры, сохи, вновь пришедшие бороны – суковатки и в качестве тяговой силы – лошадей. Подсечно – огневой тип проходил в нескольких стадиях:
Первая заключалась в вырубке участка леса, наиболее пригодного для посева на нём зерновых и овощных культур. Вторая предусматривала равномерное распределение срубленных пород на грунте и длилась один год. Третья проходила в виде сжигания высохшего леса. Четвёртая – в виде вспашки участка с помощью сохи. Пятая заключалась в рыхлении земли с помощью борон – суковаток, сеянии и заволакивании семян.
По традиции все посевные работы начинались в день святого Николы и длились вплоть до десяти недель по обратному отсчету от начала посева. Уже с Ильина дня начинались собирательные работы с яровых культур, которые мололи с помощью цепов, а потом сушка и молотьба стали проходить в ригах. Полученный урожай хранили в амбарах.
Роль животноводства была не менее велика, потому как на выращенную скотину жили не только большие вепсские семьи, но и остальные поселения, покупающие мясо этих домашних животных, в основном это были: коровы, быки, лошади, козы, овцы и свиньи, а из птиц – курицы и петухи.
Обычно годовой цикл ухода за скотом делился на стойловый и пастбищный.
Стойловый начинался с покрова и длился до Егорьева дня, примерно 8 месяцев. Этот цикл требовал больших запасов сена, поэтому сенокосный сезон начинался с Петрова дня.
Все работы проводились с помощью косы – горбуши, а в последующие века, косы – «литовки».
Пастбищный цикл представлялся двумя видами выпаса, это зависело от вида скота и от наличия пастуха. Например, козы, телята, овцы паслись одни на огороженном участке.
У вепсов существовало много примет, запретов и обрядов для процветания животноводства, потому как их жизнь в основном зависела от него. Так, например, они верили, что между пастухом и «хозяином леса» - духом существовали взаимные обязательства: хозяин леса не трогал стадо, если пастух давал ему в жертву одну или две коровы или же кого-либо другого, в зависимости от вида скота. Также для пастуха существовал целый ряд запретов, к примеру: запрещалось ломать в лесу ветки, есть ягоды и грибы, убивать птиц и животных. Для хозяек тоже существовало много запретов, которые испокон веков соблюдались, для того чтобы был большой удой: запрещалось мыть наружное дно горшков, в которые доили молоко, наливать молоко на ложку и т. д.
В качестве подсобных занятий у вепсов было развито рыболовство, охота, собирательство, а также домашние и отхожие промыслы.
В случае неурожая или падения количества выращенного скота крестьяне занимались рыболовством.
Особенно этот вид хорошо был развит у жителей Прионежья, потому как в Онежском озере водилось наибольшее количество разновидностей рыб: лось, форель, сиг, стерлядь, ряпушка, но иногда жителям у реки Лидь попадалась редкая рыба – угорь.
Основными рыболовными снастями у всех вепсов были: невод, плавные и ставные сети, мережи, состоящие из двух плетеных обручей из прутьев, морды, которые плелись целиком из прутьев, а иногда крупную рыбу ловили острогом – шестом с наконечником из трёх или пяти зубьев.
Популярные материалы:
Характеристика культурной жизни
нижнетерского казачества в конце ХІХ – начале ХХ вв.
Развитие экономики, появление современных индустриальных производств требовало подготовки грамотных, образованных работников. Это обусловило постоянный подъем культуры и образования на Тереке. Поселения казаков на Нижнем Тереке играли важ ...
Формирование музейной сети на советском дальнем Востоке в 20-е годы
Накануне Октябрьской революции на Дальнем Востоке России существовало 7 музеев с комплексом отделов, которые отражали природные условия, историю, экономику областей, входивших в состав Приамурского края, и сопредельных с ним государств. М ...
Теории этноса в отечественной
этнологии
Исторически первым опытом научного осмысления проблемы этноса и этничности в российской науке стали работы С.М. Широкогорова, написанные им в 20-х годах. Однако из-за эмиграции автора они не получили распространения в отечественной этноло ...