Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
Актуальность проблемы:
исследования обусловлена тем, что социокультурная ситуация начала 21 века требует поиска новых путей решения многих "вечных" проблем, среди которых оказывается и проблема сохранения и развития празднично-обрядовой культуры многих народов мира. Празднично-обрядовая культура народов как особый пласт культуры имеет не только историческую и эстетическую ценность, но и является действенным средством воспитания. Особенно широкий размах празднично-обрядовая самодеятельность приобретает на сегодняшний день, когда идет активный процесс создания новых традиций и совершенствование утвердившихся.
Как известно, народные традиции являются богатством, выработанным поколениями и передающим исторический опыт, культурное наследие. В решении Федерального Совета по культуре и искусству Российской Федерации от 01.04.1994г. по вопросу о "Концепции национальной культурной политики в Российской Федерации" указано, что одним из основополагающих принципов культурной политики является "право народов на сохранение и развитие своей культурной самобытности, защиту, восстановление и сохранение культурно-исторической среды обитания". Иными словами, особое значение должно придаваться проблеме сохранения и развития празднично-обрядовой культуры, ибо праздники и обряды это одна из форм проявления социальной памяти людей. Праздники и обряды некоторых народов сохранились и дошли до нас во всем многоцветии. К числу этих народов следует отнести и алтайцев.
Алтайцы проживают на территории Республики Алтай, который обладает уникальным историко-культурным наследием. В первую очередь, это - всемирно известные археологические памятники, в том числе "царские курганы" скифской эпохи, это - концентрация памятников наскального искусства, это - городища, поселения, оросительные системы и многое другое.
Алтай - всемирное природное и этнокультурное наследие, представляет собой выдающееся явление глобального масштаба не только как объект уникального природного и этнокультурного разнообразия, но и как духовная святыня для местных жителей.
Горный Алтай занимает ведущее место в стране по количеству рунических надписей на скальных породах. Пещеры со следами пребывания древнего человека также уникальны своей несущей информацией о древних сообществах "банком данных".
Этнографическое и фольклорное наследие Горного Алтая уникально своей самобытностью и сохранностью архаики. Чего стоит феномен горлового пения! Сотни памятников сказительского искусства еще ждет своих исследователей. Опубликована только часть героических сказаний, а переведены на русский язык - единицы.
В настоящее время Республика Алтай относится к числу тех регионов, в которых еще можно увидеть во всем великолепии традиционную культуру коренного народа - алтайцев, русского старожильческого старообрядческого населения и казахов, компактно проживающих здесь более 100 лет.
Традиционные праздники и игры, в которых во всей красе представлены архаика и современность, не могут не оказать глубокого впечатления на современного человека, особенно горожанина - ему может показаться, что он попал в совершенно иной мир, в иное пространственно-временное измерение.
Этнографическое изучение региона началось достаточно давно - более 200 лет назад. Однако и по сей день в этой сфере еще много белых пятен, ожидающих своих первооткрывателей. Наибольший интерес представляет традиционная духовная культура алтайцев. Здесь бытуют архаические жанры фольклора и используются музыкальные инструменты, практически не испытавшие модернизации.
Не меньше секретов таит и традиционная материальная культура алтайцев, современному развитию которой способствует сельскохозяйственная ориентация экономики республики. Благодаря сохранению хозяйственно-культурных типов - скотоводства, охоты, промыслов, роль которых особенно возросла в условиях социально-экономического кризиса - народам Горного Алтая удалось не потерять отличительных черт своих культур.
Алтай известен как один из районов этно- и культурогенеза современных тюркоязычных народов мира. Однако, вместе с тем, он находится на стыке формирования многих центрально-азиатских цивилизаций, оказавших немаловажное воздействие на сопредельные территории и народы. В алтайском языке при тщательном изучении можно найти слова и понятия, не относящиеся к словнику алтайской языковой семьи.
Здесь возможно проследить коммуникационные пути взаимодействия великих культур древности и раннего средневековья на примере используемых до сих пор зернотерок и мельниц, другой хозяйственной утвари; способов приготовления пищи; изготовления традиционных жилищ и многого другого.
Тысячелетиями, находясь на стыке многих культур и языков, племен и народов, Горный Алтай и по сей день представляет собой богатейшую мозаику в этническом, конфессиональном и лингвистическом отношении. Как сберечь все это наследие и донести для широкого круга населения?
Степень научной разработанности проблемы:
существует значительный массив научных публикаций, раскрывающих методологию празднично-обрядовой культуры. Это труды философов Афанасьева В.Г., Андреева Э.М., Болдина В.И., Бронникова Ю.Н., Коган Л.Н., Григорьева В.М., Журавлева А.Г., Иванова Н.Н., Косова Е. В.
Существует ряд исследований теоретиков культуры, имеющих непосредственное научное значение для изучения празднично-обрядовой культуры, это работы, посвященные культурной преемственности, ее закономерности, ее проявления в этом феномене. Это труды М.А. Афасилива, Л.П. Буевой, И.К. Кучмаевой, А.С. Орлов, Э.С. Маркарян, В.М. Межуева, В.Д. Понамарев.
В Алтайской государственной академии культуры и искусств введен курс "Праздники и обряды народов Сибири". Цель курса состоит в ознакомлении студентов с празднично-обрядовой культурой народов Сибири, в привитии практических навыков по эффективному использованию материалов курса при проведении празднично-обрядовых программ.
Непосредственно изучению празднично-обрядовой культуры алтайского этноса посвящены работы таких исследователей как: Дьяконова В.П., Дыренкова Н.П., Екеева Н.М., Енчинов Т.А., Кандракова Е.П., Тадина Н.А., Тенгереков И., Укачина К., Шатинова Н.И., Яимова Н.А., Яковлева М.Н. Но следует подчеркнуть, что непосредственно проблемой сохранения и развития праздно-обрядовой культуры алтайского этноса ни кто не занимался, по этому работа является инновационной.
Большой вклад в исследование республики Алтай, в изучение культуры, особенностей традиций, несомненно, внесли такие исследователи, как В. Геблер, Г. Миллер, П. Паллас, В. Вербицкий, В. Радлов, А. Анохин и т.д.
Теоретико-методологической основой
ВКР явились труды исследователей о всестороннем развитии личности, с учетом его этнической и культурной принадлежности, положения теории феномена национальной культуры (B. C. Гуревич, О.С. Газман, Б.С. Ерасов), работы по исследованию поликультурного общества (В.И. Матис), работы по исследованию традиций (Э.С. Маркарян, И.В. Суханов), работы по проблеме досуга (Л.А. Акимова, М.А. Ариарский, В. Веблен, П. Лафарг, Б.Г. Мосалев, А.С. Орлов, Ю.А. Стрельцов, В. Соколов, В.Я. Суртаев).
Методологически важными
для данной ВКР явились труды таких исследователей как А.В. Адрианов, Н.А. Баскаков, В.И. Вербицский, В.П. Дьяконова, Л.Я. Штернберга, Е.Г. Кагарова, С.С. Каташ, М. Левин, М.О. Косвена, Ю. И, Семенова, Н. А, Кислякова, В.В. Туев, Марков, А.С. Орлов, А.Д. Жарков, Н. Рябков, В.В. Радлов, М.Н. Соболева, Н.А. Тадина, Н.И. Шатинова,
Особое значение для данного исследования имеет работы по проблеме использования технологий СКД, социально-культурного проектирования для достижения социально-значимых результатов. Это работы С.Б. Брижатовой, Е.И. Григорьевой, В.И. Курбатова, В.С. Садовской, Г.К. Селевко, Г.Л. Турчинского, Г. В Оленина и др.
Важное значение для исследования имеют работы, связанные с разработкой, исследованием технологических аспектов организации культурно-досуговых форм (Сасыхов, Ю.А. Стрельцов, А.Д. Плюснин, Т.Т. Фисюк, В.В. Туев, Максютин, Г.В. Оленина и др.).
Анализ литературы по различным аспектам сохранения и развития празднично-обрядовой культуры показал, что в решении проблемы сохранения и развития празднично-обрядовой культуры алтайского этноса имеется ряд противоречий:
1. Между необходимостью теоретического осмысления празднично-обрядовой культуры алтайского этноса и не разработанностью данного вопроса в научной литературе.
2. Между потребностью практики в научно-обоснованных методических рекомендаций связанных с формированием празднично-обрядовой культуры и отсутствием данных рекомендаций в работе социально-культурных учреждений.
Выявленные противоречия обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы и проблемы связанной с разработкой технологических аспектов сохранения и развития празднично-обрядовой культуры алтайского этноса.
Объект исследования
: празднично-обрядовая культура алтайского этноса.
Предмет исследования:
технологические аспекты сохранения и развития празднично-обрядовой культуры алтайского этноса.
Цель исследования:
разработать социально-культурную программу сохранения и развития празднично-обрядовой культуры алтайского этноса.
Задачи исследования:
1. изучить понятие "празднично-обрядовая культура алтайского этноса"
2. изучить национальный уклад жизни алтайцев, нравы и обычаи
3. определить структуру празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
4. изучить опыт работы культурно-досуговых учреждений по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры в Республике Алтай
5. разработать социально-культурную программу по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
Гипотезой исследования является:
предположение о том, что эффективность работы учреждений культуры в области сохранения и развития празднично-обрядовой культуры алтайского этноса будет способствовать, если:
1. будут изучены теоретические аспекты, связанные с понятием "празднично-обрядовая культура";
2. будет изучен опыт организаций, сохраняющих и развивающих празднично-обрядовую культуру алтайского этноса;
3. будет разработана социально-культурная программа по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса;
4. будет проведен анализ эффективности реализации социально-культурной программы по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса;
Базой исследования
явился районный центр народной культуры (РЦНК) Онгудайского района Республики Алтай.
праздничная обрядовая культура алтайский
Этапы исследования.
Исходя из предмета и задач исследования, последовательность проведения этапов работы была выстроена следующим образом:
На первом этапе (февраль - апрель 2008г.) осуществлен анализ историографии и оценка современного состояния проблемы; определены и изучены понятия празднично-обрядовая культура;
На втором этапе (апрель 2008г. - февраль 2009г.) проводилась работа по изучению национального уклада жизни алтайцев, их нравов и обычаев; изучались непосредственно праздники и обряды алтайского этноса; определена структура празднично-обрядовой культуры алтайского этноса; исследованы и систематизированы основные подходы к проблеме сохранения и развития празднично-обрядовой культуры алтайского этноса; разрабатывались вопросы для анкетирования и опроса;
На третьем этапе (февраль - март 2009г.) продолжалась работа по изучению праздников и обрядов алтайского этноса; проводилось анкетирование и опрос школьников; проверялись и уточнялись данные, полученные в ходе анкетирования и опроса школьников;
На четвертом этапе (март - апрель 2009г.) подведены итоги теоретических и практических результатов исследования; разработаны практические рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных и социокультурных учреждений в процессе сохранения и развития празднично-обрядовой культуры алтайского этноса;
Научная новизна исследования
заключается в том, что впервые определена структура празднично-обрядовой культуры алтайского этноса и разработана программа по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в том, что материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебно-педагогической деятельности при изучении празднично-обрядовой культуры алтайского этноса, а так же применяться практически при проведении алтайских национальных праздников.
Методы исследования:
методы исследования определены его целью, объектом, предметом, задачами и логикой. Для установления искомых зависимостей и проверки исходных положений в работе использован комплекс методов, включающий анализ философской, социологической, психолого-педагогической, культурологической литературы по проблеме. А также общенаучные методы познания: эмпирического и теоретического исследования (наблюдение, сравнение, прогнозирование, анкетирование, беседы).
- Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса как проблема
- Празднично-обрядовая культура алтайского этноса: основные понятия
- Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: Содержательные и технологические аспекты
- Анализ деятельности центра народной культуры по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
- Авторская программа по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
- Эффективность реализации социально-культурной программы по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
Популярные материалы:
Крымчаки
Крымчаки (крымские евреи) жили в Крыму со средних веков. От других групп евреев (ашкенази и др.), появившихся в Крыму много позднее – в 18–19 вв., их отличал разговорный язык (особый говор крымско-татарского языка) и традиционный уклад жи ...
Праздники весеннего цикла
Hа весну же приходился многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам мăнкун (совпавший затем с православной пасхой), который начинался с калăм кун и завершался сĕрен или вирем.
Калăм — один из ...
Природные ресурсы села Парфеньево, 20 в.
Село Парфеньево – районный центр в Костромской области, находится на берегу реки Нея. Село Парфеньево до сих пор богато лесом, причем преобладают хвойные породы: ель, сосна. Менее распространены лиственница, пихта, дуб. Подлесок и травян ...