Празднично-обрядовая культура алтайского этноса: основные понятия
Праздник, если определять его не традиционно, есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно. Территория этой жизнедеятельности располагается, как правило, вне сферы материальной пользы и соотносится не столько с миром средств, сколько с миром идеалов! Праздновать - значит свободно общаться и коллективно переживать идеальные устремления, которые на время как бы стали реальностью, а следовательно, ощущать полноту жизни - индивидуальной и коллективной, пребывающей в состоянии гармонии с собой и окружающим социальным и природным миром. Иначе говоря, жизнедеятельность в ситуации праздника дает людям удовлетворение в той его избыточной форме, какая в будничных условиях подавляется или игнорируется. Благодаря этому она приносит людям разрядку от той неприятной напряженности, которая накапливается в них в результате действий обыденного характера, и вместе с тем означает нечто большее - подлинное прикосновение к счастью.
По своей сущности и значению праздник представляют собой сложную социально-педагогическую систему, позволяющую решать одновременно целый ряд взаимосвязанных социально-педагогических задач: формировать материалистическое мировоззрение, воспитывать высокие нравственные чувства - патриотизм и интернационализм, коллективизм и гуманизм, уважительное отношение к старшим, к труду, к женщине; развивать высокий эстетический вкус, прививать уважение к закону, к нормам морали, утверждать здоровый образ жизни, повышать культуру досуга, интересно и содержательно отдыхать.
Праздники стали поистине неотъемлемым элементом общественной жизни, они несут в себе социальные и культурные функции. Способствуя сохранению достижений отечественной культуры, они передают исторический опыт новым поколениям, формируют общественное мнение по актуальным вопросам международной и внутренней жизни, удовлетворяют первейшие социальные потребности людей - нравственные, эстетические, культурно-бытовые, но прежде всего - потребность в общении, а также отдыхе и развлечениях.
Велика роль праздника в нравственном, трудовом, эстетическом воспитании. Они способствуют также физическому воспитанию, правовому, экологическому.
Мозаев определяет праздник как свободу по поводу коммуникации.
Для Туманова праздник не имеет лимита времени и пространства.
Генкин Д.М. сказал, что праздник - это педагогическая система, имеющая свою цель, структуру, время, подходы и т.д.
Плюснин А.Д. сказал, что праздник - это художественно оформленное, не имеющее локальной площадки и лимита времени массовое торжество большой общности людей, выражающих коллективное эмоциональное отношение к детали событиям, традициям, предусматривающее как воспроизведение зрелища, так и активное проявление самодеятельности через активные формы самовыражения.
Что же такое праздник?
Праздник - это торжественная форма ознаменования различий событий или общественной жизни, основанная на поверьях и обычаях народ день, свободный от трудов и повседневных будничных забот, они были формой общественной жизни, совпадающей с важнейшими моментам! производственного года охотника, пастуха или земледельца.
Также праздники являлись художественным откликом на окружающий мир, историческую реальность, они воплощали самобытный комплекс ритуальных условно-символических действий, отражающих определенные идеи и содержание.
В научной литературе сложилась довольно пестрая картина подхода к понятию "праздник". В философских исследованиях пока не преодолен некоторый вакуум, недооценивается важное значение категории "праздник" для более глубокого понимания категорий "образ жизни", "духовная жизнь", "общественное сознание" и др.
Форма празднования вообще понимается как способ внутреннего и внешнего выражения содержания празднования.
Содержание празднования включает в себя основные элементы, отражает единство свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития праздников в обществе. Содержание празднования зависит от его способа.
Отражая основные идеи празднования, она становится моментом содержания. Форма выражает также внешнюю сторону способа празднования через систему праздников. Следует отличать содержание и форму празднования от содержания и формы праздника. Содержание и форма празднования связаны со способом празднования в обществе. Содержание и форма праздника являются конкретным содержанием и формой отдельного праздника или группы праздников. Форма и содержание празднования есть проявление борьбы противоположностей, находящихся в тесном единстве. Типу содержания празднования соответствует определенная форма празднования.
Популярные материалы:
Подражательные танцы коренных народов севера
В прошлом, и в настоящее время у коренных народов Севера были распространены подражательные танцы, существовавшие как часть тех или иных обрядовых действий в прошлом. Большинство подражательных танцев тотемического характера, они были свя ...
Предмостная площадь
Предмостная площадь связывает три основных направления: на восток к началу проспекта, на юг — по ул. Матросова и далее в сторону Дивногорска и, через коммунальный мост — западное и северное направления в Москву, Северо — Енисейск и Туру. ...
Герб района
Дата принятия: 13.07.2006
Автор/авторы флага: Салават Гилязетдинов
Номер в Геральдическом регистре РФ: 2979
Описание:
Прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, состоящее из двух горизонтальных полос: верхней красног ...