Празднично-обрядовая культура алтайского этноса: основные понятия

Материалы » Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса » Празднично-обрядовая культура алтайского этноса: основные понятия

Страница 4

Категории "содержание" и "форма" имеют важное значение для изучения путей развития праздников. Форма празднования, соответствующая его содержанию, ускоряет развитие последнего. Но бывают периоды, когда старая форма перестает соответствовать изменившемуся содержанию и начинает тормозить его развитие.

Конфликт между новым содержанием и старой формой празднования разрешается ломкой устаревшей новой формы, которая соответствует новому содержанию. [7, с.12]

Народные праздники и обряды условно можно разделить на два основных раздела. К первому относятся праздники и обряды, обусловленные хозяйственной деятельностью людей (земледелием, животноводством, рыболовством, охотой). По второму - семейные, связанные с главными этапами жизни человека: с рождением, вступлением в брак, смертью.

Чтобы наиболее полно изучить понятие "празднично-обрядовая культура" нужно рассмотреть и термин "обряд".

Термин "обряд" - происходит от слова "обрядить", "обряжать" - т.е. украшать. Между традициями, обычаями и обрядами многого общего, все они представляют собой формы передачи новым поколениям социального опыта, накопленного обществом. Причем передача эта происходит в яркой образной форме с помощью условно-символических действий.

В.Е. Новаторов в словаре справочнике "Культурно-досуговая деятельность" пишет, что обряд - это определенным образом выстроенная цепь символических, как правило групповых или массовых действий, предназначенных для того, чтобы в наглядно-образной форме отметить события общественной или личной жизни. Следует заметить, что обряд с древних времен сопровождали производственную жизнь человека, являясь неотъемлемой частью культуры народов. Обряды практически всегда носили классовый характер. С их помощью наделенные властью и положением эксплуататоры стремились закрепить выгодные им социальные порядки, навязать массам свои моральные и духовные нормы, правила общежития, торжественно отметить памятные для себя и для своего круга людей события. За длительную историю своего существования обряды потерпели глубокие изменения, они качественно трансформировались и по форме и по содержанию.

В толковом словаре Ожегова С.И. обряд определяется как совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Обряд - общественное явление, представляющее собой совокупность утвердившихся в народе условно-символических действий, выражающий определенный смысл, связанный с отмечаемыми событиями личной или общественной жизни; это - своеобразный коллективный акт, который строго определяется традицией, а также внешняя сторона религиозной жизни и верований человека.

Из данного термина следует, что обрядность - это составная часть духовной культуры, отражающая духовную сущность народа, его мироощущение в различные периоды исторического развития. Изменение жизненных условий, потребностей и взаимоотношений людей оказывает свое влияние и на развитие обрядов. Как результат изменения действительности, обрядность проходит длительный и сложный путь эволюции, модифицируется, изменяется.

Многие народные обряды сложились задолго до того, как возникли современные религии. В них отражались уклад жизни, бытовые нормы или обычаи рода, семьи. Обрядами отмечались и все трудовые циклы - охота, переезд на новые пастбища. Каждый обряд содержал в себе большой запас художественных средств народного празднества.

В широком смысле слова обряд - это строй, порядок, уклад жизни семьи, общины, трудовых коллективов. С помощью обрядов определялись и регулировались все отношения, вся производственная деятельность людей их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались народные песни и танцы, художественные символы и орнаменты, народный эпос. Возникая на основе производственной деятельности людей, обряды являлись и средством выражения коллективных, общественных эмоций.

Народные обряды соответствовали общественным, демократическим потребностям общества. В них отражались характерные черты трудовой деятельности и быта народа, его языка и искусства, народные обычаи, социальный опыт, передаваемый новым поколениям. [41, с.132]

Народные праздники и обряды всегда были связаны и определялись хозяйственным циклом, который сопровождал жизнь наших далеких предков. Он складывался постепенно в течение многих столетий и передавался из поколения в поколение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Календарные праздники и обряды на Руси; их связь с зимним и летним солнцеворотами; весенним и осенним равноденствием; с циклами сельскохозяйственных работ; с языческими и христианскими основами веры
Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в ...

Музеи в условиях репрессий дальневосточной интеллигенции
К середине 1930-х гг. в СССР утвердилась система управления государством с характерной для неё максимальной централизацией власти в руках высшего политического руководства и аппарата управления. Провозглашённая культурная революция изнач ...

Материальная культура и быт берберов
бербер бедуин культурный традиция Берберы славились здоровьем и долголетием. В основном они употребляли вегетарианскую пищу. Скотоводы довольствовались козьим молоком и редко били скот. Дичь, моллюски и мед были излюбленной пищей. Пили т ...