Роль семьи в закреплении и передачи опыта хозяйственной деятельности

Материалы » Крестьянская семья в Западной Сибири в конце XVIII-XIX вв. » Роль семьи в закреплении и передачи опыта хозяйственной деятельности

Страница 2

Передачей хозяйственного опыта в рамках семьи объясняется наличие во многих местностях Сибири "семейных" промыслов. Так, в с. Усть-Эрбинском и прилегающих к нему деревнях Абаканской и Новоселовской волостей Минусинского округа Енисейской губернии в конце XIX в. кузнечным делом занимались только представители нескольких семей. В пригородных деревнях около Томска (Федосеевка, Батурино, Спас, Богашево и др.) в конце XIX - начале XX в. расселялись представители фамильного гнезда Денисовых, также "кузнецов потомственных"[113].

Крестьянская традиция считала недостаточным для подростков овладение только навыками работы предков. Следовало "еще кой-что знать, чтобы вести дом и хозяйство". Подразумевалось знание различных обрядов, примет, наговоров, гаданий и т.д. Некоторые из этих сведений имели рациональное значение, но были и такие, которые отражали предрассудки крестьянской среды. Все это также передавалось от поколения к поколению преимущественно в рамках семьи[114].

Приобщение ребенка к вековому опыту крестьянского хозяйствования начиналось в раннем детстве. Уже в колыбельных песнях и детских потешках сибирские "пестуньи" знакомили "дитю" с тем, что делается в доме и во дворе, что окружает человека в природе. В ходу были сюжеты о распределении обязанностей между членами семьи в соответствии с их физическими возможностями, о недопустимости лени, безделья. "Сызмала" детей приучали к верховой езде. Начинающего ходить ребенка уже сажали в седло, давали ему в руки поводья и, придерживая, катали на лошади[115]. Дети с 5 – 7 лет ездили на лошади уже самостоятельно.

Очень важным фактором трудового воспитания детей была атмосфера труда и всеобщей занятости взрослых членов семьи. Дети присутствовали при большинстве работ и обрядов, слушали хозяйственные разговоры, сопровождавшие людей во время работы и занимавшие значительную часть досуга семьи. Многие детские игры имитировали трудовую деятельность взрослых членов семьи, являлись своеобразной "хозяйственной тренировкой".

Примерно с 7 – 9 лет дети уже активно подключались к разнообразным работам в семейном хозяйстве. Мальчики в этом возрасте, сидя на передней в упряжке лошади, исполняли при пахоте обязанности "вожатых". Подростки 16 – 17 лет могли работать уже и в качестве пахаря при легкой сохе-колее янке. Боронование пашни и заделка семян повсеместно в Сибири были обязанностью детей 8 – 12 лет, которых называли "борноволоками"[116]. Дети и подростки помогали взрослым членам семьи на прополке полей, при уборке урожая, во время перевозки и складировании снопов на гумне или в овине, при молотьбе. Судя по данным выборочного обследования 1911 г. в Алтайском горном округе, во всем комплексе уборочных работ (машинная жатва хлебов, вязка снопов, уборка их в суслоны, свозка в клади, машинная молотьба и веяние, свозка зерна в амбары) доля труда подростков в общем труде членов семьи составляла от 2,3 до 7,2%[117]. Дети были возчиками при вывозе навоза на поля, участвовали в разбрасывании навоза. Большую помощь они оказывали женщинам в работах по огороду. С 6-7 лет дети принимали активное участие в сенокосе, главным образом в качестве копновозов. С 10 – 11 лет они уже сами начинали косить. Девочки вместе с матерями ворошили сено, сгребали его в валки.

Важные обязанности лежали на детях и подростках в животноводческой сфере семейного хозяйства. В некоторых местностях Иркутской губернии уход за лошадьми и уборка скотного двора были делом мальчиков-подростков. Девочки помогали матерям и старшим сестрам ухаживать за остальным скотом, встречали его из "пасева"[118]. Подростки пасли скот, зимой гоняли его на водопой.

Очень рано дети в крестьянских семьях начинали приобщаться к охотничьему промыслу. Любимым занятием мальчиков с 7 – 8 лет в промысловых семьях Енисейской губернии была охота с собакой и при помощи ловушек на пушных зверьков (бурундуков, ласок, горностаев, хорьков), а также на птиц (косачей и глухарей). Дети доставляли взрослых охотников на лошадях в "ухожья", привозили им в зимовья съестные припасы. С 12 – 15 лет подростки отправлялись с родителями на дальний промысел, где они приобретали навык стрельбы и совершенствовали умение охотиться с помощью ловушек, Труд "недолетков" широко использовался в рыболовном промысле[119].

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Значение присоединения Башкортостана к России
Характер и условия принятия башкирами подданство Русского государства. Башкиры приняли русское подданство по своему волеизъявлению, добровольно. Это диктовалось сложившейся в тот период исторической обстановкой, когда башкирский народ вел ...

Хозяйственно-культурная классификация
Современная этническая картина мира, как мы уже отмечали, представляет собой довольно сложное и пестрое образование, поскольку состоит из более чем 200 суверенных государств, в которых проживает от 3 до 5 тыс. этносов и этнических групп. ...

Великое княжество Литовское – колыбель белорусского этноса
Существенные изменения произошли в Восточной Европе в результате монгольского нашествия, которое прервало последовательный процесс развития древнерусской цивилизации. На протяжении 1237–1239 гг. монголы завоевали Северо-Восточную Русь и Ч ...