Роль семьи в закреплении и передачи опыта хозяйственной деятельности

Материалы » Крестьянская семья в Западной Сибири в конце XVIII-XIX вв. » Роль семьи в закреплении и передачи опыта хозяйственной деятельности

Страница 1

В конце ХIХ – начале XX в. в ходе развития капитализма вглубь и вширь происходили значительные изменения в социально-экономических, демографических, природных условиях функционирования крестьянской семьи. Однако многое в средствах и способах семейной хозяйственной деятельности, освященных традицией, оставалось целесообразным, хорошо приспособленным к местным условиям. Но многое, хотя и устаревало, изживалось медленно.

Главная причина этого заключалась в обнищании основной массы крестьянских семей. Многие крестьяне осознавали необходимость научно обоснованных улучшений в хозяйстве, но не обладали для этого нужными средствами. Негативное влияние оказывали также ограниченный кругозор и неграмотность крестьянства, закреплявшие косность хозяйственного мышления. Известную роль играла консервативность общины, зачастую тормозившей или прямо запрещавшей "применение неслыханных в деревне приемов или орудий. Одной из причин такого положения была сама традиция хозяйствования "по старине", заставлявшая крестьян "идти старым дедовским путем, освященным веками и опытом"[108].

Вместе с тем овладение крестьянами опытом хозяйственной деятельности предшествующих поколений создавало благоприятные предпосылки для перестройки хозяйства на рациональных принципах. Хорошо приспособленное к местным условиям, традиционное семейное хозяйство являлось как бы потенциальной платформой для такой перестройки. Авторы обследования обрабатывающих промыслов Томской губернии 1914 г. отмечали, что успешнее всего последние развиваются и совершенствуются там, "где промысел уже существует, выработалась техника производства, в зависимости от имеющихся на месте материалов"[109]. Попытки некоторых крестьян ввести улучшенные орудия труда, новые приемы обработки земли, новые культуры, сорта семян во многом опирались на местные традиции обработки земли. Выдающиеся самоучки из числа крестьян, используя перенятый у предков опыт и корректируя его знаниями, полученными из специальных изданий, на сельскохозяйственных выставках и т.д., старались перестроить свое хозяйство и закрепить достижения, передав свой опыт детям. Кроме косвенных, тому есть и прямые свидетельства трудовой опыт крестьян формировался, закреплялся и передавался не только в семье. Существовал у крестьян Тобольской, Томской и Иркутской губерний институт ученичества в некоторых отраслях обрабатывающей промышленности. Но он был слабо развит в Сибири по сравнению с Европейской Россией. Сельские богатеи из числа торговоростовщической буржуазии иногда посылали детей обучаться торговому делу в города Иркутск, Нижний Новгород, Москву и т.д. Но это явление не было массовым. Некоторые крестьяне овладевали различными занятиями самостоятельно, "самоучками доходили"[110].

Деятельность агрономов в крестьянской среде сковывалась их малочисленностью и отсутствием средств. Услугами агрономических организаций могли пользоваться преимущественно кулацкие хозяйства[111]. Слабое развитие получили в Сибири инструкторская помощь сельским ремесленникам и система профессионального обучения. Учебно-показательные мастерские были немногочисленны и не стали школами массового и систематического обучения ремеслу.

Ничтожную роль играли в этом деле и общеобразовательные школы. Окончившие их подростки вели такой же образ жизни, как их родители, принимая участие во всех работах по крестьянскому хозяйству на основе традиционных норм. Это положение было типичным для большинства местностей Сибири.

Многие крестьяне считали, что их дети "коснеют в невежестве, не получая никаких познаний, даже самых главных и необходимых в жизни"[112]. Были случаи, когда сельские сходы ходатайствовали о включении в программу школ основ агрономии, об открытии библиотек – читален с сельскохозяйственной литературой. Подобные ходатайства чаше всего оставались без движения.

Не удивительно, что в таких условиях функцию закрепления и передачи земледельческо-животноводческого и промыслового опыта осуществляли в основном семья и община. По данным Местных Комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности, действовавшие в 1902 г., зафиксировали во всех сибирских губерниях тот факт, что занимающиеся земледелием и ремеслом сельские жители "по большей части ведут дело так, как вели их отцы и деды, следуя их системе хозяйства и даже употребляя те же орудия, какими пользовались предки с незапамятных времен . Так наши родители работали и нас благословили", - говорили крестьяне.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Традиционные формы бытования фоноинструментов, музыкальных инструментов долган и их роль в современности
"Фоноинструменты" (4. c.46) "являются предметами этнической культуры, которые обладают целесообразными фоническими свойствами. Они стоят в одном техническом ряду с голосом и органами артикуляции, являясь одним из средств ак ...

Теории использования огня
Изучение роли огня в отображении картины мира и возможные варианты его интерпретации привлекли внимание ученых в работах по исследованию мифологии. Начиная с 19 века исследователи стремились найти единое объяснение для многочисленных проя ...

Генезис происхождения
При изучении генезиса вепсского происхождения, возникают проблемы, потому как существует мало источников информации о ранних поселениях, которые жили на вепсской земле и также о их линиях связей с Вепсами. Зная о принадлежности вепсского ...