Роль семьи в закреплении и передачи опыта хозяйственной деятельности

Материалы » Крестьянская семья в Западной Сибири в конце XVIII-XIX вв. » Роль семьи в закреплении и передачи опыта хозяйственной деятельности

Страница 4

Крестьяне в своих прошениях по поводу усыновления или отдачи им на воспитание детей односельчан иногда брали на себя специальные обязательства по их подготовке к трудовой жизни. Так, в 1898 г. крестьянин с. Семилужного Томского уезда Илья Иванов просил губернское управление отдать ему на воспитание внуков, оставшихся сиротами после гибели их матери - дочери просителя.

Смерть одного из родителей тяжело отзывалась на семействе, в частности, и потому, что умирал человек, призванный обучить детей жизненно важному для них делу. Стремясь вступить во второй брак, крестьяне часто объясняли этот шаг именно нуждами детского воспитания[127].

Можно выделить ряд педагогических принципов, которыми руководствовались крестьяне, часто неосознанно, по традиции, приучая детей к труду, передавая им свой хозяйственный опыт. Прежде всего это опосредованность педагогического влияния. Очень важно было создать атмосферу радости, успешности, нужности труда всех членов семьи, эта атмосфера становилась мощным подспорьем в трудовом воспитании. Большую роль в создании настроя, благоприятного для совместного труда и приобщения к нему детей, играли семейные хозяйственные обряды.

Повсеместно в Сибири были распространены, например, различные варианты торжественного семейного обряда в честь начала весенней пахоты и сева, приуроченного обычно к. 1 мая ("Еремей-запрягальник"). В большинстве случаев мужчины предварительно мылись в бане, надевали чистое белье. Устраивался семейный обед с хлебом-солью, перед иконой зажигалась восковая свеча. Читалась семейная молитва. Затем отправлявшиеся в поле мужчины и подростки кланялись родителям или старшему в семье, получали их благословение и выезжали на пахоту или сев. Все домашние провожали их за ворота[128]. В Приангарье бытовал не менее торжественный обряд проводов "лесовика" на охоту, в котором принимали участие все члены его семьи[129].

Одним из важнейших требований в деле передачи хозяйственного опыта была поэтапность этого процесса при учете возрастных особенностей и физических возможностей детей. Крестьяне старались по возможности не форсировать этот процесс, но в то же время не задерживать его искусственно. Приобщение младших членов семьи к тем или иным работам происходило по достижении "поры" (определенного возраста), когда можно было "рассчитывать на их понятливость и уменье"[130].

Очень важным принципом было сочетание педагогических усилий взрослых с самообучением, самовоспитанием и самотренировкой детей. Оптимистично оценивая возможности хозяйственного образования и воспитания крестьяне понимали, что многое зависит от способностей и встречной активности подростка. Привлекая детей к труду, сибирские крестьяне чаще всего поручали им самостоятельные участки работы, наделяли их обязанностями, за" выполнение которых дети отвечали полностью. Родители первое время присматривали, чтобы работы выполнялись правильно, да "исподволь" наставляли детей в случае крайней необходимости. В обрабатывающих промыслах детей также приучали "работать самостоятельно при помощи необходимых указаний".

Успешное педагогическое воздействие родителей основывалось преимущественно на силе их авторитета как умелых хозяйственников. В то же время родители старались соблюдать и необходимую меру строгости, последовательности и настойчивости в своих требованиях. Не полагалось в таких случаях из родительской любви или жалости делать уступку детям.

Для правильного трудового воспитания детей в семье чрезвычайно важным считалось участие в этом процессе обоих родителей. В раннем детстве все дети находились на попечении матери, отцу же "по его хозяйственным делам мало приходится быть дома при детях"[131]. Мать старалась опекать детей и в последующее время, но все-таки с 7-8 лет мальчики поступали в "хозяйственную школу" отца. В деле воспитания дочери существовала некоторая "автономия" матери. В Енисейской губернии в 1912 г. записана поговорка: "Сказала папаше: дело не ваше, мамаша придет - все дела разберет"[132]. Конечно, бывали случаи, когда старшим в семье девочкам приходилось, помогая отцу, выполнять "мальчишечьи" работы, а иным мальчикам исполнять обязанности девочек.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Селение Черниково.
Начало истории Калининского района ухо­дит в конец XVI века, когда было основано селе­ние Черниково. Своим названием селение обязано боярскому сыну Ивану Черникову-Онучину, уроженцу Нижнего Новгорода, который вместе с из­вестным государст ...

Мужская одежда
На мужской одежде не было никакой отделки. Только манишка, которая надевалась на рубашку под бюшмюдом, была вышита или на нее нашивалась парчовая тесьма. Мужские бюшмюды шили из черного шелка или шерсти. Рукава бюшмюда были широкими, ман ...

Природные памятники
На территории района есть несколько природных памятников. Один из них – посадка голубых елей у поселка Комсомольский. В начале 20-го века землевладелец из числа немецких переселенцев высадил голубую ель на территории своего хутора, распол ...