Роль семьи в закреплении и передачи опыта хозяйственной деятельности

Материалы » Крестьянская семья в Западной Сибири в конце XVIII-XIX вв. » Роль семьи в закреплении и передачи опыта хозяйственной деятельности

Страница 3

Во многих обрабатывающих промыслах также применялся труд детей и подростков. В Томской губернии, по данным обследования начала 1914 г., больше всего подростков участвовало в скорняжном, кирпичном, сундучном, веревочно-канатном и кожевенном промыслах. Количество подростков на 100 промысловых хозяйств колебалось от 108 (кожевенный промысел) до 133 (скорняжный), а процент их от общего числа занятых промыслом членов семьи составлял от 26,2 (кирпичный) до 39,8 (сундучный). Широко применялся труд подростков и в других промыслах (бондарном, щепном, экипажно-тележном, колесном, санном, смолокуренном, дегтярном, кузнечном, слесарном, гончарном, овчинном, пимокатном, шорном, ткацком, сапожном, портняжном, шубном, корзиночном, при плетении сетей)[120].

О широком применении труда детей в обрабатывающих промыслах Восточной Сибири дают материалы анкеты ВСОРГО за 1891 г., а также исследования Л.М. Сабуровой и А.А. Лебедевой[121]. Применительно к Западной Сибири имеются конкретные описания работ, к которым привлекались дети и подростки в семьях крестьян-ремесленников. Е.И. Соловьева и Г.А. Бочанова дали такие описания для ткацкого, рогожного промыслов и производства сит[122]. Дети-"малолетки" участвовали в кожевенном промысле Тобольской губернии: собирали дубовую и ивовую кору, необходимую кожевникам для дубления кож. В Тобольском округе при изготовлении женщинами мереж из льна и конопли (промысел распадался на прядение, скручивание нити и вязание) им помогали девочки - на их долю выпадало вязание. При производстве берестяных туесов дети и старики выделывали ручки из комлей молодых березок.

В Барнаульском и Бийском уездах Томской губернии при выделке кирпича подростки помогали мужчине-формовщику: подготавливали кирпичную массу, начиная с выкатывания глины и кончая разминкой. При обработке мамонтовой кости в Тобольской губернии детям также поручались подготовительные работы – шкурение и полирование кости[123]. Готовя себе приданое, девочки на Бухтарме с 8 – 9 лет садились за вышивание полотенец, сарафанов.

В сибирской деревне дети и подростки широко привлекались к работам по дому и двору. Мальчики в Тобольской губернии участвовали в "дроворубе", помогая отцу и старшим братьям. Девочки были помощницами матери — шили, стирали, мыли полы. «Настовать», "пестовать" младших ребят, "водиться" с ними было одной из важнейших обязанностей старших детей (иногда с 3-4 лет). Старшую сестру в семье в Сибири младшие дети так и называли "нянька", "няня"[124]. Летом, в горячую пору полевых работ, девочки почти всецело заменяли мать в ее хлопотах по домашнему хозяйству.

Естественно встает вопрос, являлось ли раннее привлечение детей к труду в крестьянских семьях только объективной необходимостью или это был своеобразный педагогический прием, призванный обеспечить трудовое воспитание подрастающего поколения. Источники показывают, что оба эти момента определенным образом сочетались. Объективные нужды многопрофильного крестьянского хозяйства требовали привлечения детей к труду, в процессе которого осваивались его приемы.

Известные нам немногочисленные и разрозненные записи норм обычного права сибирских крестьян периода капитализма зафиксировали различные обязанности родителей в семье, но среди них нет обязанности давать детям профессиональную подготовку, учить их земледелию или ремеслу[125]. Очевидно, подразумевалось, что трудовое воспитание – неизбежное следствие привлечения детей к труду. Действительно, важнейшие элементы хозяйственного опыта подростки усваивали "тогда, когда нужда заставит". Маленький земледелец, участвуя в полевых работах, приобретал необходимые умения и навыки. Из собственного опыта, из наблюдений за действиями других членов семьи, разговоров со старшими он узнавал, "почему на одном участке родилось хорошо, на другом плохо; почему в одном месте хорошо растет овес, а в другом пшеница; когда и как нужно пахать одну землю, когда и как - другую и т.д."[126]. Случалось, что крестьянин, в зрелом возрасте успешно занимавшийся каким-либо промыслом, в детстве в нем сам не участвовал, а только наблюдал за работой родителей.

В то же время было бы ошибкой сводить трудовое воспитание в крестьянской семье к простому подражанию детей и подростков взрослым. В ткань реальной хозяйственной жизни семьи взрослые вплетали специальные педагогические средства и действия по обучению детей трудовым навыкам. Именно этим объясняется привлечение детей даже к тем работам, в которых можно было бы обойтись свободно и без детской помощи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Благотворительная деятельность Дмитрия Васильевича Сироткина
Дмитрий Васильевич Сироткин происходил из старообрядческой семьи. Жизнь этого человека ярко иллюстрирует мысль, что костяком как московского, так и нижегородского купечества оказались выходцы из старообрядческих семей, где и воспитание бы ...

Историко-этнографический музей «Чолкой»
Не хлебом единым жив человек – это характерно во все времена для разных поколений, именно культура, образования способны влиять на экологию души, на которую интенсивно влияют, как социальные так и экономические условия нашего времени. Име ...

Культура жилища англичан
В Великобритании больше, чем в любой другой европейской стране, сохранилась приверженность к установившимся исстари традициям, быту, привычкам. Это сказывается на многих сторонах материальной и духовной культуры населения. Остается, напри ...