Самоназвание, расселение и численность бачатских телеутов
Целый ряд этнографов и лингвистов выяснили то, что бачатские телеуты назывались по-разному. Так на чертежах С. Ремезова они обозначены «Телен орда», «Телеуты», «Теленбуты», «Белые Калмыки», а в публикации 18 в. называют их «телеутскими», «теленгутами», «татарами» у Георги, «телеутскими татарами» у Крашенинникова. Кроме того, И.Г. Георги писал, что Абинцев, Тюльберов и Ачкыштымов, «следует почитать отщепившимися Телеутскими Аймаками или коленами: хотя сами они и ничево о том не ведают». Однако, можно отметить, что нивелирование, произведённое у Георги языков и культур телеутов, абинцев, ач-кыштымов, тюльберов показывают процесс раздробления. Когда же В. Радлов побывал в Сибири в 1861 году, назвал их уже не просто телеутами, ещё выделил в них две группы «аш-кыштым», «теленгет».
А ещё позже в 1914 году А.В. Анохин сообщал: «Телеутами или теленгитами» называется небольшая тюркская (по языку) народность. По имени рек (Малого и Большого Бачатов) они называют себя «пайат кижи».
Таким образом, знакомство с материалами учёных и бесед со старыми телеутами позволяет прийти к выводу, что самоназвание бачатских телеутов:
1. идёт родовое самоназвание «мен Тодош (я Тодош), менин соогим Очу» (мой сеог-род Очу)». Зачастую название сеока обозначало целую улицу или квартал сородичей;
2. различные виды самоназваний – «томдор» (улус Средне – Телеутский), «крестулер» (крещённые, д. Беково), а общетелеутского «Пайаттгар» (бачатцы);
3. «Теленет» (мн. ч. теленеттер) – это основное самоназвание, которое употребляется, когда идёт общение с представителями других тюркских народов, можно найти в шаманских текстах, исторических песнях и др.
4. «Телеуты» так называют себя, когда общаются с человеком русской национальности и считается единственно правильным и возможным этнонимом, который закреплён в записях паспортов. Таким образом, в качестве основных общетелеутских самоназваний в 19–20 в.в. выступали: этноним «теленет наряду с «телеут» и пайаттар и общетюркское самоназвание «татар», т.е. все 4 этнонима, сохранились до настоящего времени.
5. Если обратиться к «Информационному бюллетеню», выпущенному Кемеровским областным Советом народных депутатов, то в нём найдём таблицу национального состава Кемеровской области по данным переписи населения страны за 1989 г., которая приведёт к некоторому удивлению. В 19 веке на территории Гурьевского, Ленинск-Кузнецкого, Беловского районов существовали не только сам народ телеуты, но и из данной таблицы мы увидим, что на территории Кемеровской области телеуты проживали в количестве 2594 человека, а в переписи за 2002 год – 3000 человек.
В этом же «Информационном бюллетене» даётся таблица мест компактного проживания отдельных национальностей как-то: телеуты – в Беловском, Гурьевском, Новокузнецком районах, Шорцы – Междуреченском, Таштагольском, Мысковском районах, Калмаки – в Яшкинском районе, Татары – в Ижморском, Мариинском, Кемеровском, Тисульском и Юргинском районах. В частности удельный вес телеутов 90% в с. Беково, в Челухоево – 77%, в Верховской и Шанде – 100%.
Знакомясь с работами А.П. Уманского, Л.П. Потапова, В.В. Радлова и др. видишь, что телеуты не сразу обосновались на реках Большой и Малый Бачат.
В 17 веке по данным А.П. Уманского первые телеуты поселились на берегах р. Ускат и около г. Кузнецка. Долины р. Уската стали основным местом расселения во второй половине 17 века. Судя по карте, С. Ремезова кочевья ясашных подгорных телеутов находились на правом берегу Томи в 1701 году по рекам Чесноковка и Чёрная. Места проживания назывались юртами, на 1734-ый год их было три по реке Томи: это Тытыковы юрты, которые располагались на нагорной стороне от Рождественского монастыря, т.е. на месте современного Новокузнецка. Телеуты помнят эти юрты как улус Кара-Тон (Чёрная шуба), отсюда и пошла тол (фамилия) Тыдыковых из сеока (рода) Чорос. Поросёнковы юрты находились недалеко от деревни Мокроусовой. Пожилые телеуты помнят д. Мокроусово. Ксеншаковы же юрты, которые находились ниже д. Сидоровой, возможно, между деревнями современных Сидорово и Терёхино на правом притоке р. Томи – Есаулке. Такое расселение предков бачатских телеутов сохранялись, по-видимому, почти на всём протяжении 18 веке. У того же И.Г. Георги, который в экспедиции в данных местах 1771–1772 гг. записано «Ныне стоят деревни их по берегам реки Томи и ея речек, начиная от Белых гор, до самого Кузнецка и до рубежей чацких татар».
Популярные материалы:
Мастерские
При раскопках Новгорода археологи обнаружили около 150 ремесленных мастерских XI–XV вв. Ни в одном другом средневековом городе не было найдено ничего подобного! В их числе — мастерские кожевников, ювелиров, литейщиков, токарей, косторезов ...
Религиозные верования бурятского народа
Буддизм
Впервые о государственной религии монголов – буддизме буряты узнали в XIII в., при внуке Чингисхана – Хубилай-хане, когда современная южная территория Бурятии называлась «Ара Халха». Но это направление буддизма – кармапа (краснош ...
Развитие сельского хозяйства
Аграрный сектор в районе многоукладный – представлен 12 сельскохозяйственными производственными кооперативами, 6 обществами с ограниченной ответственностью, 1 опытно-производственным хозяйством БНИИСХ Россельхозакадемии, 74 крестьянско-фе ...