Самоназвание, расселение и численность бачатских телеутов
В 18 в. по тому же С. Ремезову известно, что земли по р. Бачат занимали ач-кыштымы. Р. Бачаты впадает в Уень или Иню.
И только изменения в расселении телеутов приходятся на конец 18 и начало 19 века.
Связаны эти изменения были с тем, что к томским и ускатским телеутам подселяли телеутов с Иртыша, и тех, кто вернулся с р. Волги. Отселение части телеутов было необходимостью в связи с увеличением численности наУскате. На р. Бачате есть село Челухоево, его называют по-телеутски «ар-пайат» (дальняя река), потому что предки их раньше жили в 50 верстах, т.е. на Ускате.
К середине 19 века, по данным В.В. Радлова, экспедиция которого проходила в 1861 г., телеуты жили на р. Бачат: улус на правом берегу реки Ур, где жили «ач-кыштымы» (это удостоверяет старейшая жительница с. Челухоево Челухоева У.А. (девичья фамилия Иктина) – ей 85 лет.); в 20 верстах от этого улуса на р. Бачат находится деревня Солкой (Челухоево), состоявшая наполовину из теленгетов, наполовину из ач-кыштымов. Далее в 12 верстах от Солкоя улус Шанды (также на р. Бачат), кроме этого было значительное число маленьких деревень Шарту (ныне Черта), Оскот (д. Сергеева), которые тянутся почти до Томского сталеплавильного завода и до Кузнецка.
В это же время с р. Бачат происходит отток телеутов с Бачат на Алтай.
Телеутами были основаны Улала ныне г. Горно-Алтайск (1830 г.), Чергу, Мыста (1845), Старо-Суртайское (20 е.г. 19 в.), Кокша, Чёрный Ануй (1849–1858 гг.) и др. Переселение осуществлялось по различным причинам: нужны были новые охотничьи угодья, в середине 19 в. переселение было по инициативе Алтайской духовной миссии, пытающаяся с помощью телеутов-христиан обратить в истинную веру алтайцев-шаманистов. Группа телеутов-переселенцев на Алтае к концу 19 века их было более 4 тысяч человек. С 70-х.г. 19 века становится известно наибольшее количество населённых пунктов, где жили телеуты. Это видно из архивных материалов 1877,1889,1901 г. из Томского архива:
По реке Большой Бачат – деревня Бабанакова, с. Бачатское, улусы Чертинский (Чарту), Больше-Бачатский (Улуг ал): по реке Малый Бачат – деревня Семёнушкина (бывшая д. Нарышева), улус, Челухоевский (ар-Пайат); Сас, д. Бекова, улус Шандинский, (Шанды). по реке Прямой Ускат – д. Кутонова (бывший ранее Тюргайский), Сергеева (Оскот), улус Ускатский: по реке Ур-улусы Горскинский, Урский; по реке Томи-улусы Средне-Телеутский, Том на р. Каменка; включал в себя ранее существовавший улус Козымаевский «Мокроусовский (Тёптёр на р. Есаулка), Абашевский в устье р. Абашево.
Естественно, интересна не только топонимика, связанная с телеутами, но и их численность. Но прежде, нужно обратить внимание на то, что к середине 19 века часть телеутов обрусела. А с другой стороны произошла консолидация в единую этническую общность, были затронуты близкие по языку и культуре группы тогулов, тюльберов, чедыберов, абинцев и особенно ач-кыштымов. Не всегда бывают точные данные о численности населения. Так численность бачатских телеутов в 1 половине 19 века к 1840 г. насчитывалась чуть больше тысячи (см. таб. №3), а во 2 половине 19 в. к 1901 г. около полутора тысяч мужчин и женщин (см. таб. №4). А в таблице №5 показана численность населения бачатских телеутов по населённым пунктам в Телеутских и Ашкыштымских инородческих управах. Подводя итоги по численности населения в начале 20 в., видишь, что телеутов было чуть больше трёх тысяч, т.е. численность телеутов с 19 по 21 вв. не выходит за пределы трёх тысяч.
Зачастую бачатские телеуты расселялись родами или сеоками. Территория селения Челухоево основана Челухоевыми из рода Ютты. Вообще, род у телеутов считается как административной, так и традиционной общественной единицей.
Таблица 3. Численность бачатских телеутов в 1 пол. 19 в.
волость |
1812 г. |
1816 |
душ мужского пола | |||||
1827 г |
1830 г |
1831 г |
1832 г |
1834 г |
1840 г | |||
Телеутская 1 часть. |
- |
487 ясачных 1696 об. пола. |
644 |
448 |
448 |
452 |
452 |
1191 м.п. |
Телеутская 2 часть |
736 ясачных |
380 ясач. |
305 |
289 |
289 |
290 |
290 |
2336 |
телеутская 3 части |
- |
211 ясач. 404 об. п. |
239 |
212 |
210 |
212 |
212 |
- |
ашкыштымская 1 часть |
261 ясачных |
141 ясач 276 об. п. |
140 |
141 |
141 |
141 |
141 |
- |
Итого: м.п. |
997 |
1219 |
1328 |
1090 |
1088 |
1095 |
1095 |
1191 |
Популярные материалы:
Национальная одежда бурят
Одежда
При наличии локально-территориальных вариантов в деталях традиционной одежды этнических групп бурят - основа ее была общей, она максимально приспособлена к жизни и быту кочевников-скотоводов.
Верхняя одежда - дэли (дэгэл) - распа ...
Железнодорожный вокзал
В мае 1914 года началось строительство железной дороги Нижний Новгород – Котельнич, но начавшаяся Первая мировая война приостановила его. Тем не менее уже в 1922 году по одноколейной железной дороге началось временное движение поездов, а ...
Экономическая жизнь
В 4 в. до н. э. процветала торговля хлебом, за счет которой богатела скифская знать. Она прилагала усилия к тому, чтобы полностью поставить под свой контроль торговлю зерном. В связи с этим возникло огромное укрепленное поселение площадью ...