История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

Материалы » История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

Страница 15

- Сидю я под квасом, - вдруг восклицает подле меня новый визгливый голос. –

-Ладно. Сидю это я и глядю. Идет Ульяша. Я, значит, к ней. Ну и пошли мы. А вон это подходит ко мне.

- Ви, - говорит, - это шо здесь хвигурировайте?

- А я ему: «А, ви, шо, говорю, как шляпу надели, так и заломались. Барин, шо ли».

- Звините, - говорит, - я хоть и в шляпе, а не барин.

Из боковой аллеи входит в толпу солдат с дамою сердца. Дама в красном полуплатке и в белом переднике.

- А мороженное уважаете? – спрашивает любезно солдат.

- Оченно сладкое, да и холодно от него, - ломается дама, пощелкивая семечки.

Какой- то, по-видимому, приезжий франт в макферлане, спокойно гуляет по «кругу» со своей дамой. Двое молодых любителей женского пола затрагивают мимоходом «известную» им даму и придумывают средство овладеть ею.

Один из них поспешно отправляется на Большую аллею и отыскивает там одного, авторитетного между фараонами субъекта, обещает ему угощение, приводит в «круг» и , указывая на франта, говорит:

- Помоги, друг, припугни как-нибудь этого.

- Можно, - соглашается авторитет, - для вас все можно.

Авторитет возвращается на большую аллею и через пять минут оттуда уже направляется на макферлан с разных сторон двое чистокровнейших, один из которых пишет ногами мыслете и, употребляя при этом руки как крылья, точно изображает собою подстреленную птицу.

Оба сходятся как раз возле франта. Один преспокойно берет в руку полу макферлана и начинает ее презрительно мотать из стороны в сторону.

- Шо это на нем, чи ротонда, чи матонда? – со спокойной многозначительностью спрашивает он товарища.

- Бей его с хвонда, - раздается грубый голос за спиной макферлана. Дама внезапно вскрикивает и исчезает.

В этот момент появляются со свистком и бряцанием шашек трое городовых во главе с околоточным надзирателем. Порок наказывается, а добродетель, хотя и бледная и с помятой шляпой, но все же торжествует». В праздничные дни городской сад буквально заполнялся гуляющими. В местах, где прохаживалась простая публика, треск от щелкивания подсолнухов был настолько силен, что собственно разговора не слышно было».

В 1908 году штат охраны городского сада довели до восьми человек при одном заведующем. Патрулирование осуществлялось с восьми часов вечера до утра. В 1912 году городская управа распорядилась направить для борьбы с хулиганством членов полиции, которые находились у ворот сада, у входа в отгороженную часть со стороны Большой алле, вблизи ротонды, у входа в театр «Марс» и в театре «Мираж».

«Развитие российского общества, перераставшего рамки сословной организации и неограниченной монархии, требовало перемен в социальной политике. Углублялся разрыв между относительно развитым индустриальным и архаичным аграрным сектором. Возрастает раскол между либерально настроенной интеллигенцией, ждущих конструктивных реформ, пролетариатом, которому нечего было терять и не склонным к преобразованию правительством».

Все эти раздираемые страну, а значит, и наш город, противоречия ощущал и городской сад. Он в это время становится местом проведения собраний, митингов. Помнит наш городской сад и революционные события первых лет ХХ века.

«В революционные дни 1906 года в десять часов вечера 10 июля в городском саду толпа рабочих, количеством около тысячи человек, ворвались в «круг» отгороженной части и потребовала от оркестра исполнения «Марсельезы». Музыканты разбежались, а гуляющие стали поспешно покидать сад. Революционно настроенные рабочие, несмотря на запрет со стороны полиции, с музыкальной эстрады стали призывать присутствующих к роспуску Государственной Думы и к вооруженному восстанию. Затем с красными флагами покинули сад и с пением «марсельезы» направились по Греческой улице».

Те немногие материалы, сохранившиеся в таганрогских архивах, позволяют говорить о том, что состояние городского сада (парка) постепенно ухудшалось. Но, по-прежнему, сад остается важным элементом жизни города, его населения. По-прежнему, сад лишен внешней и внутренней агитации. Но он продолжает оказывать свое влияние на таганрожцев своим природным обаянием, умиротворением и красотой.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Популярные материалы:

Башкирия в период утверждения капитализма
В первой половине XIX века феодально-крепостническая система в России переживала глубокий кризис. Помещичьи и горнозаводские крестьяне находились в личной зависимости от помещиков и заводчиков и испытывали тяжёлый феодальный гнёт, в основ ...

Взаимосвязь сюжетов подражательных танцев с фольклором и обрядовой культурой
Исследуя проблемы взаимосвязи подражательных танцев с фольклором и обрядовой культурой, нельзя не обратить внимания на их тесную связь с тотемическим культом. Прежде всего, бросается в глаза связь между почитанием зверя или птицы и отноше ...

Направления выхода из состояния экологического кризиса
Такова экологическая ситуация в современной Астрахани, исторически сложившаяся в связи с особенностями развития города. Решить возникшие проблемы, несомненно, трудно. Однако при этом необходимо все же в большей мере учитывать естественный ...