Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: Содержательные и технологические аспекты

Материалы » Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса » Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: Содержательные и технологические аспекты

Страница 4

По расположению созвездия по отношению к луне узнавали, каким будет год и по мере возможности через свои благопожелания к Небу, Луне, Солнцу и к звездам подправляли отрицательное влияние на общество, хозяйственную деятельность людей. Именно после прохождения Сириуса с Луной открывается новый небесный цикл года и это начинает отражаться на серединный мир. А вот иные культуры - такие как тибетская, китайская - в основу которого положено и индийское летоисчисление живут совсем в других широтах и с принятием нашего календаря, конечно же, переработали ее согласно своих собственных традиций, природно-климатических и хозяйственных условий. Сегодня же после долгого забытья мы, как и все народы постсоветского пространства начинаем процесс возрождения своей культуры.

В течение нескольких веков алтайская цивилизация скатывалась в небытие и мы, потомки, носители этих знаний даже не осмелились сказать об этом вслух. И ссылаясь на другие источники производим вторичное калькирование и через призму влияния других культур не узнаем свое родное детище. Так случилось и с календарем. И по этому не будем винить друг друга, обличать во всех смертных грехах.

Представителями "Белой веры", в 2004 году была организована VIII конференция, посвященная вопросам изучения, сохранения и возрождения алтайского календаря, где основным докладчиком была тогда Р.И. Манышева - преподаватель колледжа. В своем докладе она раскрыла основную суть пространственно-временного мировоззрения алтайцев, а данные об этом собирали в течении нескольких лет в научных изданиях, выявляли истинных хранителей знаний среди населения и все это сводили к единому.

Чага байрам проводится в начале второго лунного месяца, с прохождением, как выше уже говорилось, луны через созвездие Плеяд. Желательно проводить на 4, 6, 8 и 10 новолуние.

В день праздника рано утром, с восходом солнца начинается ритуал. Самое благоприятное время начала ритуала - это время восхода. Мы встречаем Солнце - дающее нам жизнь, в холоде нас обогревающее, в голоде нас кормящая, праведный путь нам указывающее…

Возводим огонь на камнях нетесаных и с белым молоком и с белыми, чистыми мыслями обращаемся к Небу, к Солнцу, благословляем Матушку Землю, просим мира и благоденствия всему человечеству, Глубинному Алтаю, алтайскому народу, нашим соседям, родственникам и всему живому на большом Алтае. Освещаем Кыйра, привязываем к белому дереву, угощаем всех приглашенных сущих и не сущих в этом мире.

В этот день приятно спрашивать сколько тебе лет и только в этот день человек должен без опаски сказать реальные свои годы, так как присутствуют только белые, чистые силы. После ритуала спускаемся вниз и продолжаем обряд через массовые гулянья. Так что Чага байрам празднование Нового года согласно до религиозных традиций Белой веры, и поэтому просим вас не путать ее с весенним праздником и проводиться он должен именно зимой.

Празднование Чага-Байрама, или алтайского Нового года - это одна из возрождающихся традиций алтайского народа. Год от года Чага-Байрам становится всё популярнее и собирает на главных площадях Республики Алтай всё больше и больше людей. Это и есть одна из основных задач народного праздника - дружба и единение народов, населяющих республику, сохранение и укрепление традиций, родовых и родственных связей.

В советское время праздник не проводился, и многие его элементы на сегодня утрачены. После распада СССР вопросы организации праздника и встречи Нового года легли на плечи сельских и районных администраций, и лишь в 1997 году праздник получил статус республиканского. Старшее поколение алтайцев очень плохо помнит ритуалы празднования Чага-Байрама, поэтому многие обряды приходится восстанавливать с помощью учёных-этнографов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Популярные материалы:

Селение Черниково.
Начало истории Калининского района ухо­дит в конец XVI века, когда было основано селе­ние Черниково. Своим названием селение обязано боярскому сыну Ивану Черникову-Онучину, уроженцу Нижнего Новгорода, который вместе с из­вестным государст ...

Жители деревни Ваймуша
традиционный народный культура деревня Жителя Ваймуши, как и любой пинежской деревни, легко узнать по фамилии. Родовые фамилии Ваймуши - Баландины, Ботовы, Елисеевы (очень теперь малочисленная), Коровины, Малеевы, Немировы, Нифантьевы, Н ...

Традиционная архитектура
Вепсская изба обычно строилась на высоком подклёте - нижнем этаже избы, в котором размещался погреб. Стены делались из брёвен лиственничных пород. Особенностью вепсских домов являлась т – образная планировка, то есть под одну крышу в одну ...