Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: Содержательные и технологические аспекты

Материалы » Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса » Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: Содержательные и технологические аспекты

Страница 5

Праздник отмечается в конце января или в начале февраля, по лунному календарю. Дата его проведения выбрана не случайно - это период прихода новолуния, с которым у алтайского народа испокон веков были связаны самые лучшие надежды.

В этом году празднование Чага-Байрама в Горно-Алтайске началось ранним утром, на одном из склонов горы Тугаи, где старейшины совершили традиционный обряд Благословения Алтаю (приложение №3). В первых лучах рассвета старцы прочитали молитвы, в которых просили благоденствия для алтайского народа. В обряде принимали участие лишь самые уважаемые мужчины, и лишь те из них, в чьих семьях не было похорон в течение года. Старейшины принесли с собой пищу - сырчик и талкан. Сырчик - это сушёный сыр, а талкан - мелко дроблёный обжаренный ячмень. Эти блюда подаются в качестве "угощения" природе на специальном тагыле - алтаре (приложение №4). После этого все участники ритуала последовали за старейшинами к священному дереву и привязали ленточки - Кыйра к его ветвям, выражая этим ритуалом чувство уважения и благодарности духам Алтая.

После обряда Благословения началось массовое празднование. В селах готовят угощения, накрывают общий стол, на который ставят жирный бульон "кочо" и традиционные мясные блюда. Проводятся спортивные игры, а вечером организуется концерт. На главной площади Горно-Алтайска выступили фольклорные коллективы, проводились спортивные состязания, конкурсы зимней национальной одежды и женских накосных украшений "шанкы", народные игры и забавы. Словом, было всё, что должно быть на настоящем празднике.

Сегодня Чага-Байрам можно назвать по-настоящему народным праздником Алтая. Это красочное действие, на котором рады видеть всех - и алтайцев, и русских, и казахов. Размах праздника ещё отстаёт от знаменитого праздника Эл-Ойын, но и правительство Республики Алтай, и алтайский народ делают всё для создания атмосферы истинно народного гуляния. На Чага-Байрам приглашаются гости из регионов России и зарубежья.

Празднование Чага-Байрама - это не просто лишний повод проводить год старый и весело встретить новый. Это увлекательное путешествие в историю и культуру алтайцев - древнего и самобытного населения Горного Алтая.

А для весны есть тоже свой праздник, исходящий корнями из глубокой древности - праздник весеннего равноденствия Дьылгайак, или как ее называют в средней Азии - наурыз.

Среди обрядовых праздников немаловажное значение имел праздник "Дьылгайак", который проводился в самом начале весны с приходом новой луны (тулаан ай). Люди доставали мясо из запасников (ууче), шютеен, также направленный на благословение Алтая и неба, которые дают благополучие и достаток роду и семье. Во время праздника люди веселились, угощали друг-друга едой, дети катались на высохших шкурах со склонов гор.

В 1980-х годах в Горном Алтае стали возрождаться праздники алтайских народов, во время которых проводятся различные спортивные состязания. С 1988 года проводится праздник "Эл-Ойын", который стал общенациональным.

Эл-Ойын - кочующий праздник, В этом, наверное, сказывается дух предков, которые в давние, далекие годы не могли усидеть на одном месте, а предпочитали кочевую жизнь. Каждый раз соревнования проводятся в разных селах Алтая.

Хозяевами праздника были:

1988г. - село Ело Онгудайского района

1990г. - село Шыргайты Шебалинского района

1993г. - село Кырлык Усть-Канского района

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Популярные материалы:

Демографическая ситуация и её динамика
По социологическим исследованиям данной территории я прояснил следующую картину, на 01.01.2007 года данные таблицы говорят, что на территории поселения. Таблица 9. Численность населения на 01.01.2007 г. Деревни Число домохозяйств ...

Чернь
Наболее раннее упоминание Черни (Ч.) в исторических документах относится к 60годам 6 века. В 1571 г. Чернь была записана к Мценскому. В этом же году Ч. упоминается среди сторожевых крепостей, защищавших южную границу Московского государс ...

Возникновение поселка Арья. Округа
Русские начали заселение Урень-края с середины XVll века, после того как в 1661 году на марийских угодьях в междуречье Усты и Черной были выделены земли для поселения крестьян. По переписи населения 1719 года на территории Уренщины было з ...