Сяо в семье
Наиболее ранние примеры доходящей до крайности сыновней почтительности, взяты из "Хоу Ханьшу", из главы 39, которая целиком посвящена добродетельным сыновьям и дочерям и датируется серединой IV в.26
Вот типичный случай. В царствование императора Ань (который правил с 107 по 126 г.) в Шауни (южная Хэнань) жил человек по имени Сюэ Бао. Трудолюбивый и негрешный он прославился необычайной преданностью своей умершей матери в период траура. Отец Сюэ Бао женился вторично, и его новая жена, воспылавшая странной ненавистью к юноше, стала гнать его из дома. Не в состоянии покинуть родной дом он плакал день и ночь до тех пор, пока отец с мачехой не прогнали его палкой. Ему пришлось поселиться в сарае. Однако по утрам он приходил в отцовский дом, сбрызгивал пол водой и подметал. Это вызывало гнев отца, который снова и снова прогонял сына. Сын Сюэ Бао перешел жить в хижину возле ворот, но не было дня, чтобы он не пожелал отцу и мачехе доброго утра и не попрощаться с ним на ночь. Примерно через год они почувствовали стыд и приняли его обратно в дом.27
Когда же отец с матерью умерли, герой этой истории в 2-3 раза продлил период траура.
Отпрыск одной из семей, основавших династию Хань, Ян Чжень в молодости стал учителем, чтобы не заниматься политикой: "Оставшись в ранние годы своей жизни без отца, он жил с матерью в большой бедности. Он возделывал взятый в аренду клочок земли и таким образом добывал пропитание. Однажды один из его учеников решил помочь ему посадить капусту, но Ян Чжень вытащил посаженную учеником рассаду и немного поодаль посадил ее сам. Соседи называли его "почтительным".
Ян Чжень убежден, что было бы крайне непочтительным кормить свою мать капустой, посаженной не им самим, а кем-то другим".28
Одна почтительная дочь Шусянь Сюи из провинции Сычуань утопилась в том же месте, где утонул ее отец. Через 6 дней река выбросила их тела на берег, обнимающими друг друга.
Почтительный сын Цзян Сы утонул, потому что заплыл слишком далеко от берега, желая набрать матери чистой воды, так как она предпочитала пить волу из реки, а не из колодца.
В китайской мифологии, в отличие от запайной, восприятие мира намного более земное, конкретное. Поэтому, обращаясь к творцу, китайцы отказываются от метафизической отвлеченности, обычной для западного человека, и поклоняются своим подлинным "создателям" - родителям. Дети обязаны не только исполнять волю своих родителей и верно служить им, они должны любить их всем сердцем, должны быть преданы им всем своим существом.
Если человек не любит родителей, если не признает своих сыновних обязанностей, он – существо ненормальное. Не любить и не почитать родителей – это все равно, что сознательно сократить или погубить свою жизнь.
Для того, чтобы внедрить в сознание людей идеи Конфуция о сыновнем благочестии, в Китае в разные времена издавались на эту тему книги, были в ходу такого рода сентенции: "Всем добродетелям угрожает опасность, когда сыновнее благочестие поколеблено", "Недостоин имени сына тот, кто любит другого человека более, нежели своего отца", "Когда сын спасает жизнь отца, теряя свою собственность, - это самая счастливая смерть", "Любовь подданных к государю равносильна любви последнего к своим родителям", "Всякий злодей начал с того, что стал дурным сыном" и т.д.29
Популярные материалы:
Железнодорожный вокзал
В мае 1914 года началось строительство железной дороги Нижний Новгород – Котельнич, но начавшаяся Первая мировая война приостановила его. Тем не менее уже в 1922 году по одноколейной железной дороге началось временное движение поездов, а ...
Резьба как традиционное искусство семейских Забайкалья
Декоративно-прикладное искусство семейских ярко и многогранно. Оно включает роспись и резьбу по дереву, металлообработку, вышивку, узорное тканье и многие другие виды творчества.
Исследование его представляет большой научный интерес в ма ...
Расовая принадлежность
Встаёт вопрос, согласиться ли с исследователями 19 века, что телеуты принадлежат к евроазиатской расе. Обращаясь к антропологическим исследованиям телеутов, можно сделать вывод, о том, что телеуты имеют смешанный европеоидно-монголоидный ...