Сяо в семье
Другим каноническим сочинением для китайцев стала "Книга о сыновней почтительности". Это один из обычных документов, относящихся к началу создания императорских династий и чрезвычайно популярный на протяжении всей китайской истории. В ней содержатся рассуждения и примеры на тему сыновней почтительности или уважения к старшим. Дети читали и заучивали ее на протяжении многих столетий.
Вот несколько примеров из нее. В главе 9 читаем: "И не может быть ничего выше в почитании отца, чем признать его посредником в обращении к небесам". Слово "посредник" (пэй) и весь контекст показывают, что авторы имеют ввиду самую раннюю известную нам религиозную практику Китая, заключавшуюся в совершении жертвоприношений предкам императора, таинственную силу и отождествляется, если не с самим Богом, то, по крайней мере, с существом, близким к нему. Таким образом, китайцы в этом отношении близки к обожествлению своих родителей. В их поведении, равно как в поступках верующих людей на Западе, проявляется стремление к всемерному возвеличиванию своих создателей, которыми в буквальном смысле являются их отцы и матери.
Приведем еще один пример сыновней почтительности. "Утвердиться в осуществлении Пути и восславить свое имя среди потомков, с тем, чтобы явить миру, каковы твой отец и мать, есть сыновняя почтительность во всей ее полноте".30
Только руководствуясь конфуцианским заветом "вверять свое тело, кожу и волосы предкам", китаец ощущает себя полноправным членом социума. Диктат старейшин в традиционном китайском обществе, конечно же, уравновешивается конфуцианским же принципом "родительское милосердие" и культом детей (особенно сыновей), но не в значительной степени и, тем более, не в полной мере.
Конфуций указывал на то, чтобы дети ценили каждую минуту, проведенную рядом с родителями. Он говорил: "Пока родители живы, не уезжай далеко".31
Беседка в высоких-высоких горах,
И звезды так близко горят в облаках.
А в дали смотрю, мое сердце тоскует,
Любимую мать вспоминаю в слезах.
Я выехал быстро из северных врат,
Смотрю на Лоян, оглянувшись назад.
Согнул свои ветки колючий терновник,
К земле нарастающим ветром прижат.
И иволга вслед устремляется мне
И грустно поет о родной стороне.
Смотрю на Сихэ, и завязки у шляпы
От слез намокают в глухой тишине.32
Еще один пример того, как уезжающий из дома сын тоскует о родном доме:
Кто встречавшийся мне на пути
О родных не думал в печали?
Ветер угрюмо свистит,
Мысли о доме меня истерзали.
Машут деревья устало листвой,
Бури сильнее в чужой стороне.
Дальше и дальше дом мой родной,
И все просторнее пояс на мне.
Плачу в тоске, и не счесть моих слез,
Сердце – дорога, разбитая сотней колес.33
Культ сыновней почтительности с течением времени достиг в Китае всеобщего признания, стал нормой жизни, а выдающиеся примеры сяо превратились в объект восхищения и подражания. Не могут не вызвать восхищения следующие примеры почтительности, взятые из "Сяо-цзин". "Восьмилетний мальчик в летние ночи не отгоняет от себя комаров – пусть они лучше жалят его, а то ведь станут беспокоить его родителей".34 А "Лунь-юй" содержит следующие заветы: "Ю-цзы сказал: "Мало людей, которые, будучи почтительными к родителям и уважительными к старшим братьям, любят выступать против вышестоящих. Совсем нет людей, которые не любят выступать против вышестоящих, но любят сеять смуту. Благородный муж стремится к основе. Когда он достигает славы, перед ним открывается правильный путь. Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям – это основа человеколюбия".35
Популярные материалы:
Географическое положение
Эстония расположена в северо-восточной части Европы, на южном берегу Финского залива Балтийского моря. Ближайший северный сосед – Финляндия. От Таллинна до Хельсинки по морю всего 87 км. Чуть дальше, в 401 км на северо-запад от Таллинна, ...
Заповедные зоны
Заповедники— это особо охраняемые территории, являющиеся природоохранными и научно-исследовательскими организациями, учреждаемыми постановлением Правительства с согласия субъекта, в пределах которого они расположены. Они имеют высший стат ...
Обработка кожи. Изделия из нее
Из овечьих, телячьих, жеребячьих шкур калмыки выделывали тонкие, эластичные сапожные товары различных расцветок. Из них шили детские и женские сапоги, башмаки, изготавливали сумки для хранения денег, чая, наволочки для больших подушек.
Ш ...