Сяо в семье

Страница 8

Там же: "Сын или дочь, словом оскорбившие отца или мать, внук или внучка, оскорбляющие деда или бабку по отцу, подвергаются смертной казни через удушение, если оскорбленное лицо слышало оскорбительные слова и обратилось к властям с жалобой".44

В книгах "Нравы царств" приводится пример стремления семьи к большому количеству ее членов:

Шевелит крылами саранча,

Ей на белом свете счету нет.

Если бы сыны твои и внуки

Тоже расселили белый свет!

Стая затмевает белый свет.

Если бы сыны твои и внуки

Размножались тысячами лет!

Шевелит крылами саранча.

В жизни дружный рай, не знает бед.

Так пуская сыны твои и внуки

Тучами летят на белый свет.46

Сравнение с саранчой, являющейся символом плодовитости, имело отношение к человеку, которому желали столь же обильного потомства.47 Отсюда – традиционный рост семьи. Большая нерасчлененная семья (Та семья, которую имел ввиду Конфуций, когда сравнивал ее с государством) существовала и до Конфуция, но по преимуществу среди знати. Конфуцианство своим культом предков и сяо создало дополнительные стимулы для ее небывалого расцвета: при наличии хотя бы мало-мальски благоприятных экономических взаимоотношений стремление к совместному проживанию близких родственников становилось решающим импульсом и резко преобладало над сепаратистскими тенденциями. В результате большие семьи, включавшие в себя несколько жен и наложниц главы семьи, немалое число женатых сыновей, множество внуков и иных родственников и домочадцев, стали весьма распространенным явлением на протяжении всей истории Китая. Такие семьи делились обычно лишь после смерти отца, а то и обоих родителей.48

Старший сын занимал место главы семьи и получал большую долю наследства, в том числе и дом с прахом предков, тогда как остальная часть общего имущества делилась поровну между всеми остальными сыновьями.

Все новые семьи, основанные младшими братьями (а каждый из них становился главой своего, бокового по отношению к главному, культа предков), в течение длительного времени продолжали находиться в зависимости от старшего брата, являвшегося теперь главой основной линии культа, общего для всего клана. Возникал мощный разветвленный клан сородичей, крепко держащихся друг за друга и населявших порой целую деревню, особенно на юге страны, где кланы бывали наиболее сильны.49

В рамках такого клана действовали все те же социально-экономические закономерности, что и в масштабах общества в целом. В семье важно было помогать людям общаться друг с другом гуманно. Если справедливость нарушена, то истинно преданный сын, супруг или друг должен незамедлительно обратить на это внимание своих родных и близких.50 Одни семьи за десятилетия становились беднее и приходили в упадок, другие, напротив, могли разбогатеть, причем в этом случае к ним начинали тяготеть обедневшие сородичи, и их дом становился центром клана. Бедные родственники за мелкие подачки помогали своему разбогатевшему сородичу, а богатый хозяин клана умело использовал семейно-клановые традиции для беззастенчивой эксплуатации их труда. Возникает семейно-клановая корпорация, в рамках которой верхи и низы были крепко спаяны как родством, так и традициями, нормами клановой взаимопомощи, основанными все на том же культе предков и сяо. Сила и авторитет этих корпораций признавались властями, охотно представлявшими решения различных мелких тяжб и внутренних деревенских дел. И сами кланы ревниво следили за сохранением за ними этих прав.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Популярные материалы:

Нижний Тагил
История Нижнего Тагила начинается с открытия в Высокогорске железной руды в 1696. Руда особенно богата магнитным железом. В окружающем ландшафте предусмотрено все необходимое для успешной и продуктивной вырубки и сплава по реке леса. В ...

Ирландский язык
Ирла́ндский язык (Gaeilge) — язык ирландцев, один из кельтских языков; наряду с шотландским и мэнским принадлежит к гойдельской подгруппе этой группы. Государственный язык Ирландской Республики. 13 июня 2005 года было принято решени ...

Присваивающие отрасли хозяйства
На поселениях Южного Урала освоение металлургии не вызвало автоматически резких изменений хозяйственной деятельности и формы материальной культуры. Остались, в основном, старые формы добычи средств существования. Основу экономики составля ...